Главная медицинская сестра в первую очередь должна быть лидером по природе, а только потом - руководителем по должности (Логинова И.И., 2003; Кадырова С.М., 2004 и т.д.).
Должность главной медсестры относится к числу высших должностей медицинского учреждения (к числу т.н. топ-менеджеров). В медицинском учреждении могут отсутствовать должности тех или иных заместителей главного врача, но должность главной медсестры есть всегда.
Чтобы оптимально соответствовать положению руководителя высокого ранга, главной медицинской сестре необходимо обладать определенными психологическими характеристиками. К сожалению, чаще в жизни встречаются ситуации, когда желание быть на виду и получить власть над людьми принимается за проявление лидерских качеств. Для настоящего лидера характерен определенный способ поведения и мышления, который заставляет окружающих подчиняться и соотносить свое поведение с оценкой лидера. Так называемая харизма присутствует у всех лидеров, оставивших след в памяти людей. Но такой дар встречается крайне редко, как и всякий талант. Искусственно создать харизму невозможно, но можно потрудиться над своим имиджем.
Огромное значение имеет внешний вид руководителя.
Мало кто из руководителей больницы или поликлиники задумывается над тем, что он находится как на ладони перед множеством глаз. В круговороте забот они часто забывают, что оценке подвергаются не только их труд и результаты, но и одежда, обувь, аксессуары, макияж, запахи, выражение лица, голос и тональность при ответе на приветствие, стратегии поведения в разных ситуациях. Необходимо помнить, что имидж начинается с внешнего вида.
Для начала руководитель должен определиться, кто он по натуре: консерватор, либерал или новатор. Важно оставаться самим собой и не стремиться быть на кого-то похожим: если ваша одежда не будет соответствовать внутреннему состоянию, возникнет неприятное ощущение дискомфорта, в том числе и у окружающих.
Другое дело - качество и опрятность. Одежда главной медицинской сестры должна быть безупречно чистой и не может быть совсем дешевой. Но и особенно дорогую она не может себе позволить, т.к. зарплата большинства подчиненных оставляет желать лучшего и не стоит дразнить женский коллектив. Для работы вполне уместны деловой костюм со сменными блузками и современный медицинский халат. Главной медсестре следует помнить также, что ее сережки и колечки уже всеми посчитаны и народ с интересом следит за их количеством и сменой.
Большое значение главная медицинская сестра должно уделять стилю своего общения. Ее интонации и стиль разговора будут звучать во всех отделениях. Есть мнение, что каждому лидеру крайне полезно хотя бы один раз послушать запись своего голоса и стиля речи на пленке в любой ситуации, а еще лучше - увидеть видеозапись себя в разных настроениях, и особенно в состоянии раздражения. Возможно, здесь его ждет много открытий. Как правило, человек не подозревает, как он говорит и выглядит со стороны. Руководителю не стоит расстраиваться, надо принять к сведению, что все вокруг только так его и видят и привыкли к этому образу.
Речь руководителя должна быть доступной и понятной, как инструкция к применению: без подтекстов, иносказаний и прочих головоломок. Предположения, что это очевидно или само собой разумеется, не состоятельны.
Не менее важная роль отводиться различным аспектам поведения руководителя.
Большое влияние на окружающих производит осанка: как человек держит спину, голову, руки. Приподнятые плечи, прижатые локти, сжатые кисти, опущенная голова производят гнетущее впечатление. Поза и лицо спокойного и уверенного в себе делового человека с приветливой улыбкой - это униформа идеального руководителя.
Есть еще один важный аспект имиджа: расстояние, на котором человек обычно держится при разговоре. Люди, как правило, по-разному представляют себе допустимое расстояние с собеседником. Психология называют оптимальной расстояние до собеседника в пределах 1,2-2,5 м. Это та социальная дистанция, которая уместна в деловых отношениях.
Взгляд в глаза необходим при любом общении, он подтверждает внимание, готовность к диалогу и открытость в разговоре. Но не стоит слишком настойчиво и длительно смотреть собеседнику в глаза, т. к. это может вызвать раздражение, если не агрессию.
Внешние признаки уверенного в себе человека, безусловно, сыграют положительную роль в укреплении авторитета руководителя, однако для влияния на подчиненных следует проанализировать также естественное поведение в разных ситуациях: как в обыденной обстановке, так и в критические моменты. Сотрудники, как правило, готовы по достоинству оценить ваши профессионализм, ум, чувство юмора, доброжелательность, работоспособность, интуицию.
Подбор очковой коррекции |
Закаливание организма |
Гигиена полости рта |