"Меньше всего мы знаем о своем здоровье.
Самое необходимое для нашей жизни -
это быть здоровым" (Г. Спенсер).
"Если люди не болели бы, то не знали бы,
что такое здоровье" (народная поговорка).
"Наука до недавнего времени почему-то не видела
особой необходимости в изучении такого состояния,
которое не беспокоит человека" (Р.И. Айзман).
Валеология (лат. valeo - здравствовать) -
наука о здоровье (И.И. Брехман, 1980).
Возникший в ходе биологической эволюции феномен человека стал предметом исследования многих наук. Однако до сих пор человек не может дать ответы на многие вопросы, касающиеся не только своей сущности, но и своего бытия. Это в полной мере относится к такой стороне его жизни как здоровье. Вместе с тем, сама идея здоровья в последние десятилетия приобрела особую актуальность в связи с тем, что качество здоровья населения, как нашей страны, так и в других странах, имеет тенденцию к ухудшению.
В литературе, а тем более в сознании людей, нет четкого представления о том, что такое здоровье. Вследствие этого происходит путаница не только у простых людей, но и у тех, кто несёт ответственность за организацию здравоохранения. Сделав приоритетом борьбу с заболеваемостью, государство и его система здравоохранения пришла к полному игнорированию физиологических возможностей адаптации самого человека. Нет понимания того, что "…не болезнь снижает степень здоровья и трудоспособности, а снижение степени здоровья вызывает большинство заболеваний" (Е. Стальков, В.Панин). Необходимо изучать и внедрять в практику знания о механизмах поддержания и укрепления здоровья, о причинах его ухудшения, о принципах и закономерностях построения здоровьесохраняющей жизнедеятельности, без этого невозможно грамотно организовать экономику, повысить производительность труда и заботиться о смене поколений.
В данном учебном пособии собран материал для студентов, изучающих курс "Валеология" с целью систематизации некоторых знаний, накопленных учёными и практиками, работающими в области валеологии.
Цели курса:
. Повышение валеологической культуры,
. Формирование критического отношения к псевдонаучным инновациям в плане здоровья и здорового образа жизни (ЗОЖ).
3. Повышение мотивации ЗОЖ.
Подбор очковой коррекции |
Закаливание организма |
Гигиена полости рта |