Сиптоматология зрительных нарушений

В маневренном полете и на центрифуге при действии только перегрузки направления «голова-таз» встречаются три фазы развития зрительных нарушений: кратковременное посерение, серя пелена, черная пелена, - и другая разновидность зрительных нарушений - красная пелена, возникающая только в полете при действии перегрузки направления «таз-голова».

Кратковременное посерение наблюдается при перегрузке направления «голова-таз» и характеризуется незначительным помутнением и сужением до 40-45 град перефирического поля зрения при почти полном сохранении центрального зрения и сопровождается умеренным снижением контрастной и цветовой чувствительности, замедлением времени простой ответно-двигательной реакцией на световой стимул до 0,6-0,7 с, снижением остроты зрения до 0,7 ед. Летная работоспособность обычно не нарушается за исключением адекватности принятия решения летчиком в аварийной ситуации. Серая пелена также наблюдается при перегрузках направления «голова-таз», чаще как дальнейшая фаза развития зрительных нарушений и характеризуется полной потерей периферического бинокулярного зрения до угла 30 град при отчетливом посерении центрального поля зрения. При этом пороги контрастной и цветовой чувствительности глаза возрастают в 2-3 раза, острота зрения снижается до 0,3ед, а время простой ответно-двигательной реакции на световой стимул превышает 1 с. Столь значительное и длительное ухудшения зрения вызывает нарушение летной работоспособности, необходимой для выполнения рутинных задач по пилотированию самолета. Имеет место определенная компенсация за счет слухового восприятия и проприоцептивных сигналов неинструментальной информации. Черная пелена также наблюдается при перегрузках направления «голова-таз» как дальнейшая фаза развития ЗР и характеризуется полной потерей зрения при сохранении восприятия по всем остальным каналам. Реакция на световой стимул, как и восприятие приборной информации полностью отсутствует. Летная работоспособность резко нарушена, однако пилотирование возможно в пределах от 5 до 40 с. Красная пелена наблюдается при полетных перегрузках направления «таз-голова» и не наблюдается на центрифуге. Этот феномен описан только по субъективным ощущениям летчиков, в этой связи этиопатогенез этого симптома остается не изученным.

№ п/п

Симптомы (признаки)

Кратковременное посерение

Серая пелена

Черная пелена

Красная пелена

1

Направление вектора перегрузки

+Gz

+Gz

+Gz

-Gz

2

Нарушение летной работоспособности

Нет

Умеренное

Значитель ное

Нет

3

Нарушение зрительной функцией

Незначительное

Выраженное

Полная утрата

Незнач.

4

Острота центрального зрения, ед.

Более 0,4-0,7

0,3 и менее

0

Не известна

5

Поле бинокулярного зрения, град.

До 50

30 и менее

0

Не известна

6

Порог динамической контрастной чувствительности глаза, %

20-30

50-60

Не опред.

Не известна

7

Время ответной реакции на центральный световой стимул, с.

0,6-0,7

До 1 с

Нет ответа

Не известна

8

Время ответной реакции на периферический (поле зрения-до 30 град.) световой стимул, с.

До 1 с.

Нет ответа

Нет ответа

Не известна

9

Снижения амплитуды ушного пульса по фотоплетизмограмме мочки уха (ФПГ)

До 40-60% от исходной

До 25% и менее от исх. До 3 с.

До 25% и менее от исх. От 4 до 10 с.

Не известна

10

Снижение систолического АД в сосудах мочки уха по ФПГ

До 45-50 мм рт. ст.

До 30-40 рт. ст.

До 20 мм рт. ст.

Не известна

Перейти на страницу: 1 2