В маневренном полете и на центрифуге при действии только перегрузки направления «голова-таз» встречаются три фазы развития зрительных нарушений: кратковременное посерение, серя пелена, черная пелена, - и другая разновидность зрительных нарушений - красная пелена, возникающая только в полете при действии перегрузки направления «таз-голова».
Кратковременное посерение наблюдается при перегрузке направления «голова-таз» и характеризуется незначительным помутнением и сужением до 40-45 град перефирического поля зрения при почти полном сохранении центрального зрения и сопровождается умеренным снижением контрастной и цветовой чувствительности, замедлением времени простой ответно-двигательной реакцией на световой стимул до 0,6-0,7 с, снижением остроты зрения до 0,7 ед. Летная работоспособность обычно не нарушается за исключением адекватности принятия решения летчиком в аварийной ситуации. Серая пелена также наблюдается при перегрузках направления «голова-таз», чаще как дальнейшая фаза развития зрительных нарушений и характеризуется полной потерей периферического бинокулярного зрения до угла 30 град при отчетливом посерении центрального поля зрения. При этом пороги контрастной и цветовой чувствительности глаза возрастают в 2-3 раза, острота зрения снижается до 0,3ед, а время простой ответно-двигательной реакции на световой стимул превышает 1 с. Столь значительное и длительное ухудшения зрения вызывает нарушение летной работоспособности, необходимой для выполнения рутинных задач по пилотированию самолета. Имеет место определенная компенсация за счет слухового восприятия и проприоцептивных сигналов неинструментальной информации. Черная пелена также наблюдается при перегрузках направления «голова-таз» как дальнейшая фаза развития ЗР и характеризуется полной потерей зрения при сохранении восприятия по всем остальным каналам. Реакция на световой стимул, как и восприятие приборной информации полностью отсутствует. Летная работоспособность резко нарушена, однако пилотирование возможно в пределах от 5 до 40 с. Красная пелена наблюдается при полетных перегрузках направления «таз-голова» и не наблюдается на центрифуге. Этот феномен описан только по субъективным ощущениям летчиков, в этой связи этиопатогенез этого симптома остается не изученным.
№ п/п |
Симптомы (признаки) |
Кратковременное посерение |
Серая пелена |
Черная пелена |
Красная пелена |
1 |
Направление вектора перегрузки |
+Gz |
+Gz |
+Gz |
-Gz |
2 |
Нарушение летной работоспособности |
Нет |
Умеренное |
Значитель ное |
Нет |
3 |
Нарушение зрительной функцией |
Незначительное |
Выраженное |
Полная утрата |
Незнач. |
4 |
Острота центрального зрения, ед. |
Более 0,4-0,7 |
0,3 и менее |
0 |
Не известна |
5 |
Поле бинокулярного зрения, град. |
До 50 |
30 и менее |
0 |
Не известна |
6 |
Порог динамической контрастной чувствительности глаза, % |
20-30 |
50-60 |
Не опред. |
Не известна |
7 |
Время ответной реакции на центральный световой стимул, с. |
0,6-0,7 |
До 1 с |
Нет ответа |
Не известна |
8 |
Время ответной реакции на периферический (поле зрения-до 30 град.) световой стимул, с. |
До 1 с. |
Нет ответа |
Нет ответа |
Не известна |
9 |
Снижения амплитуды ушного пульса по фотоплетизмограмме мочки уха (ФПГ) |
До 40-60% от исходной |
До 25% и менее от исх. До 3 с. |
До 25% и менее от исх. От 4 до 10 с. |
Не известна |
10 |
Снижение систолического АД в сосудах мочки уха по ФПГ |
До 45-50 мм рт. ст. |
До 30-40 рт. ст. |
До 20 мм рт. ст. |
Не известна |
Подбор очковой коррекции |
Закаливание организма |
Гигиена полости рта |