По степени выраженности эмоциональные нарушения можно разделить на количественные и качественные. К количественным нарушениям относится эмоциональная гиперестезия или гипоэстезия.
Гиперестезия характеризуется повышенной эмоциональной чувствительностью. Это очень тонко чувствующие и ранимые люди.
Эмоциональная гипостезия- это снижение эмоциональной чувствительности, холодность, вялость эмоциональных реакций.
Выделяют следующие качественные нарушения:
1. Нарушения эмоционального реагирования:
A) Эмоциональная эксплазивность. Это эмоциональная вспыльчивость, когда эмоции слишком яркие, с оттенком агрессии.
B) Эмоциональное застревание. Пациент фиксируется на эмоциях, постоянно их воспроизводит. При застревании происходит накопление негативных эмоций. Они разрабатывают планы мести.
. Нарушение устойчивости чувств.) Эмоциональная лабильность. Частая смена настроения под влиянием внутренних факторов. Может неудерживать настроение даже в течение беседы.
B) Синдром эмоциональной неустойчивости. Пациент не может удерживать ровный фон настроения, постоянно заваливается в депрессию или тревогу.
3. Нарушение адекватности чувств. ) эмоциональная амбивалентность- одновременное существование противоположных чувств и эмоций. Может наблюдаться на фоне эмоциональной холодности.
B) Эмоциональная неадекватность- не соответствие эмоций внешней ситуации или раздражителю.
К нарушениям эмоций также относятся гипертимия и гипотимия.
Выделяют следующие симптомы гипотимии:
1. Депрессия- это пониженное и мрачное настроение, тоска, печаль, отчаяние, ощущение бессмысленности, безысходности.
. Дисфория- значительное снижение настроения с оттенком гневливости. Может сопровождаться патологическим аффектом и поведенческой агрессией.
. Тревога и страх. Пациентам трудно вербализовать то, что они чувствуют. Как только тревога локализуется, можно говорить о фобиях.
. апатия. Это безразличие, равнодушие.
. Уплощение. Теряются тонкие эмоции. В общении эти люди практически не пользуются эмоциями.
Выделяют следующие гипертимные симптомы:
. Мания - болезненно повышенное, соединенное с двигательным возбуждением настроение, иногда радостно-благодушное, с положительной оценкой собственной личности и мира, иногда же резко агрессивное, с разрушительными тенденциями и тяжелым помрачением сознания.
2. Эйфория. Это тоже повышенное настроение. Это настроение имеет оттенок благодушия, самодовольства. Такое состояние непродуктивно.
. Экстаз. Это переживание эмоционального благополучия, возбуждения, самоутверждённости. Возникает параксизмально, длится минуты.
. Мория. Это повышенное настроение. Оно, как и эйфория, непродуктивно, но сопровождается дурашливостью, смехом, кривлянием. Эмоции могут быть неадекватны возрасту, ситуации.
Существуют и другие эмоциональные состояния:
. Реакция смещённого аффекта- бурная эмоциональная реакция на раздражающий стимул. Эта реакция обычно не адекватна раздражающему стимулу и смещена с гораздо более сильного раздражителя.
. Негативистическая реакция
. Стресс- неспецифическая реакция организма на предъявлённые ему требования.
. Слабодушие- эмоциональная гиперестезия, обострённость восприятия.
. Паратимия. Это неадекватный причине аффект.
. Страх- чувство внутренней напряжённости, связанное с ожиданием конкретного угрожающего события.
. Тревога- чувство беспокойства. Если страх направлен вовне, на какой-то объект, то тревога обычно конкретизирована.
. Чувство потери чувств. Человек помнит что какие-то чувства были, но теперь он ничего не чувствует.
. Алекситимия- неспособность осознавать свои чувства и выражать их словами.
. Ангедония- утрата чувства радости, чувства удовольствия.
. Эмпатия- склонность к сопереживанию.
. Синтонность- ровное настроение с лёгким, позитивным компонентом.
. Эмотивность- лёгкая ранимость.
. Фобия- навязчивые страхи.
В отличие от высших психических функций в эмоционально-личностной сфере важную роль играют непроизвольные психические процессы. Они являются врождёнными и мало осознаваемыми. Эти функции пока исследованы не достаточно. В общей психологии эти фундаментальные проблемы также пока являются мало разработанными. С развитием психоаналитического направления этот аспект вызвал больший интерес. Выготский говорил ос существовании тесной связи эмоциональных и познавательных процессов. Это находит проявление в интеллектуализации эмоций. Выготский утверждал, что ни одна из предложенных теорий эмоций не соответствует строгому построению научной концепции. Выготский разделял представление о существовании низших (натуральных) и высших (прижизненно формирующихся) эмоций. Было показано превращение низших эмоций в высшие и их интеллектуализация в процессе онтогенезе. Эта проблема как базовая проблема общей психологии интересовала и Лурия. Ещё до встреч с Выготским он изучал эмоциональные конфликты. В соответствии с теорией Кенона, выготский допускал, что важную роль в мозговой организации эмоций играют подкорковые толомические структуры. т. к. в зоне таламуса происходит интеграция и перегруппировка различных афферентных потоков. Ни Выготский ни Лурия патологией эмоционально-личностной сферы специально не занимались. В деятельностном подходе эмоции выступают как регуляторы деятельности человека. Это значимые переживания, отражающие личностный смысл деятельности для человека. Выделяют базальные и высшие эмоции. Общепринятого списка базальных эмоций не существует и разные авторы называют разное число. Базальные эмоции рассматривают как общие межкультурные феномены, свойственные всем людям.
Подбор очковой коррекции |
Закаливание организма |
Гигиена полости рта |