При исследовании мышления мы стремились дать больному возможность свободно говорить о своих болезненных переживаниях, не ограничивая его без надобности рамками поставленных вопросов. Старались избегать применения прямых шаблонных вопросов, направленных на выявление часто встречающихся бредовых идей преследования, отношения, особого значения: «Что Вас в жизни сейчас больше всего занимает?», «Не случилось ли с в Вами в последнее время чего-либо необычного?», «О чем в основном Вы сейчас думаете?». Выбор вопросов производился с учетом индивидуальных особенностей больного, зависел от его состояния, образования, интеллектуального уровня и др.
Уход от ответа, задержка ответа, молчание заставляли предполагать наличие скрываемых переживаний, «запретной темы». Необычность позы, походки, лишние движения позволяли думать о наличии бреда или навязчивостей (покрасневшие от частого мытья руки свидетельствуют о боязни заражения или загрязнения, при отказах от еды можно думать о бреде отравления, идеях самоуничижения (недостоин есть)).
Для выявления бредовых переживаний использовались письма и рисунки больных, в которых возможно отражение детализации, символики, опасения и бредовые тенденции.
Для характеристики речевой спутанности, бессвязности тщательно протоколировали соответствующие образцы речи больного.
Подбор очковой коррекции |
Закаливание организма |
Гигиена полости рта |