Образ жизни студенчества в основном определяет состояние здоровья. Повышенное внимание к нему проявляется на уровне общественного сознания, в сфере культуры, воспитания, образования.
Образ жизни студента есть не что иное, как определенный способ интеграции его потребностей и соответствующей им деятельности, сопровождающих ее переживаний. Структура образа жизни выражается в тех отношениях субординации и координации, в которых находятся разные виды жизнедеятельности. Это проявляется в доле бюджета времени личности, которая на них тратится; в том, на какие виды жизнедеятельности личность расходует свое свободное время, каким видам отдает предпочтение в ситуациях, когда возможен выбор. Одни студенты используют больше свободное время для чтения другие - для занятий физическими упражнениями, третьи - на общение. Сознательно планируя затраты времени и усилий, студент может либо включаться в широкую сеть таких связей, либо обособляться.
Образ жизни студенту нельзя навязать извне. Личность имеет реальную возможность выбора значимых для нее форм жизнедеятельности, типов поведения. Обладая определенной автономностью и ценностью, каждая личность формирует свой образ действий и мышления. Личность способна оказать влияние па содержание и характер образа жизни группы, коллектива, в которых она находится.
Становясь привычкой, стиль жизни приобретает некоторую свободу от сферы сознательного контроля. Но для сферы самоуправления личности могут быть характерны и целенаправленные волевые акты самовоздействия. Этот уровень саморегуляции возможен при развитости иерархии мотивов личности, наличии мотиваций высокого уровня, связанного с общей направленностью интересов и ценностных ориентации, обобщенных социальных установок.
В то же время установлено, что влияние отдельных компонентов образа жизни студентов, принятого за 100 %, весьма значимо. Так, на режим сна приходится 24-30 %, на режим питания и гигиенические мероприятия - 10-16 %, на режим двигательной активности - 15 30 %. Накапливаясь в течение учебного года, негативные последствия такой организации жизнедеятельности наиболее ярко проявляются ко времени его окончания (увеличивается число заболеваний). А так как эти процессы наблюдаются в течение 5-6 лет обучения, то они оказывают существенное влияние на состояние здоровья студентов. Так, по данным обследования студентов Минского государственного лингвистического университета (МГЛУ), зафиксировано ухудшение их состояния здоровья за время обучения из года в год. Если принять уровень здоровья студентов 1-го курса за 100 %, то на 2-м курсе оно снизилось в среднем до 90,1%, на 3-м - до 84,4%, на 4-м - до 73,9%. Эти факты позволяют сделать важный вывод, что практические занятия по физическому воспитанию в учебных заведениях гарантируют автоматическое сохранение и укрепление здоровья студентов. Его обеспечивают многие составляющие образа жизни, среди которых большое место принадлежит регулярным занятиям физической культурой, спортом, а также оздоровительным факторам.
То обстоятельство, что государство берет на себя почти все расходы по восстановлению потерянного здоровья и его сохранению, но порождает иждивенческую позицию, формирует совершенно необоснованную уверенность в том. что здоровье гарантировано само по себе молодым возрастом, что любые запредельные нагрузки, в первую очередь, учебный труд, грубые нарушения правил рационального питания, режима дня, недостаточная двигательная активность, стрессы и другие факторы риска «по плечу» молодому организму, что он справится со всеми, выпавшими на его долю испытаниями. Однако это далеко не так, и сегодня у молодежи все чаше и чаще отмечаются заболевания, которые раньше были уделом более старшего возраста.
Подбор очковой коррекции |
Закаливание организма |
Гигиена полости рта |