Доказано, что систематические занятия физической культурой оказывают существенное положительное воздействие на психические функции, формируют умственную и эмоциональную устойчивость к выполнению напряженной интеллектуальной деятельности.
Результаты многочисленных исследований параметров мышления, памяти, устойчивости внимания, динамики умственной работоспособности в процессе учебной деятельности у адаптированных (тренированных) к систематическим физическим нагрузкам лиц и у неадаптированных убедительно показывают прямую зависимость всех иных параметров умственной работоспособности от уровня как общей, так и специальной физической подготовленности. Способность к выполнению уметенной деятельности в меньшей степени подвержена влиянию неблагоприятных факторов, если в процессе ее выполнения целенаправленно применять средства и методы физической культуры (например, физкультурные паузы, активный отдых и т. п.). Результаты исследований показывают, что устойчивость внимания, восприятия, памяти, способности к устному счету различной сложности, некоторых других сторон мышления может оцениваться по уровню сохранения этих параметров в зависимости от различной степени утомления.
Акцентируя внимание на социальной обусловленности цели укрепления здоровья при занятиях физической культурой студенческой молодежи, следует отметить противоречивость в ее реализации. За последние годы ее результативность значительно возросла, а показатели здоровья населения ухудшились. В данном случае нужно указать па многофакторную обусловленность достижения цели рядом объективных и случайных обстоятельств.
Во-первых, оздоровительная эффективность физической культуры зависит от ряда биологических и социальных факторов: морфофункциональных различий отдельных возрастно-половых групп, индивидуальных особенностей организма и их Детерминации наследственностью, правильности выбора средств и методов обучения, профессиональной компетентности преподавателя, доступности занятий физической культурой, санитарного состояния мест занятий для студенческой молодежи.
Во-вторых, эффективность физической культуры зависит от мотивированного поведения обучающихся и их отношения к существующим гигиеническим рекомендациям, от режима дня, двигательной активности, питания. Такая многофакторная зависимость создает некоторую ненадежность системе физической культуры детей и студенческой молодежи, которая возрастает по мере усложнения системы, а также при отсутствии оперативной достоверной информации о достигаемой цели.
Как показывает практика жизни, рассчитывать только на помощь врачей, равно как и жаловаться на несовершенство нашего организма или на «пагубные последствия» научно-технической революции, глупо и бесперспективно. Ни природа, ни научно-техническая революция в болезнях человека неповинны. Научно-техническая революция вовсе не лишает человека физической активности, а, напротив, предоставляет ему возможность делать это в самой целесообразной и концентрированной форме, позволяет уделять большое внимание физической культуре. Сам человек, во всяком случае, в отношении собственного здоровья, является хозяином положения: может сделать себя работоспособным и сильным, а может, наоборот, ослабить и разрушить его.
Поэтому отношение к физической культуре как необходимой стороне гармонического развития людей сегодня приобретает качества целенаправленного воздействия общества на конкретного его члена, предвидя его активное, сознательное участие в борьбе за свое здоровье в личных интересах и интернах всего общества.
Подбор очковой коррекции |
Закаливание организма |
Гигиена полости рта |