Для тех районов, где организация ФАПов нецелесообразна из-за небольшой численности населения, возможно организовать передвижные автоаптеки, при этом можно использовать существующий опыт работы в сельской местности автомагазинной торговли потребительскими товарами, а также положительный опыт по организации автоторговли аптечными товарами, накопленный в ряде регионов РФ (например, в Московской области успешно функционирует выездная торговля лекарственными препаратами и изделиями медицинского назначения, закуплены специальные автомобили). Вместе с тем при организации передвижных пунктов нужно решить вопросы по их обеспечению соответствующим специализированным автотранспортом, надлежащим оборудованием, для чего необходимо определить и утвердить список оборудования (холодильное оборудование, кейсы для хранения медицинских товаров, контрольно-кассовый аппарат и т.д.). Также необходимо решить кадровый вопрос, поскольку работать в таких передвижных аптечных организациях могут лишь фармацевты и провизоры. Необходимо разработать маршруты передвижных пунктов, определить интервалы их выездов в удаленные сельские пункты, разработать для них оптимальный ассортимент. Кроме того, необходимо решить правовые проблемы создания передвижных пунктов, а именно: определить статус передвижного пункта (автоаптека, автопункт), а также разработать положение о передвижной «аптеке».
С другой стороны кажется, что концепция по организации передвижной аптечной торговли может красиво выглядеть лишь на бумаге, а ее практическое воплощение весьма затруднительно. Для подтверждения своих слов приведу наглядный пример. В нашем районе 10 населенных пунктов в сельской местности, которые имеют ФАПы и примерно столько же сел и деревень их не имеют. В сумме - 20 населенных пунктов, все жители этих поселений нуждаются в лекарственном обеспечении. Если предположить, что мы имеем передвижную автоаптеку, то мы сможем охватить подобным видом лекарственной помощи не более четырех сел в день, так как они все находятся в радиусе 20-30 километров от города. А значит, чтобы обеспечить лекарствами все населенные пункты автоаптеке понадобится 5 дней. Другими словами, машина будет приезжать в село раз в неделю. При этом мы понимаем, что лекарства - это особая группа товаров, и они могут потребоваться в любой момент. Есть препараты, которые принимаются по схемам, по часам. Как быть с ними? В прежнее время сельский житель мог получить эти лекарства через ФАПы, сейчас же ему придется ехать в центральную больницу в город, особенно если на селе нет ФАПа. Разумеется, данную проблему можно решить за счет увеличения числа автомашин. Однако этот вариант будет весьма затратным.
При использовании «аптек на колесах» возникает еще ряд проблем. Передвижные аптеки могут доставлять не все виды лекарств. Реализация препаратов, требующих особых условий хранения, а также лекарств, для получения которых необходим рецепт врача, через такие пункты довольно-таки проблематична. Передвижные аптеки очень сложно контролировать из-за их мобильности. Передвижные аптеки попросту не всегда смогут доехать до пункта назначения (снегопады, дожди, которые ухудшат качество дорог), а значит, население останется без лекарств, что недопустимо.(1/2)
Мы полагаем, что критериями для получения разрешения на осуществление фармацевтической деятельности передвижными аптечными пунктами могут служить: плотность размещения лечебно-профилактических учреждений и аптечных организаций на душу населения, территориальная удаленность населенного пункта от стационарных аптечных учреждений, доступность общественного транспорта, укомплектованность кадрами аптечных организаций, а также наличие соответствующего материально-технического оснащения у передвижных аптечных пунктов.
Итак, подведем итог по выездной торговле лекарственными препаратами. Плюсами такой торговли являются:
· Возможность обеспечить лекарственными препаратами жителей удаленных населенных пунктов, не имеющих ФАПы;
· Мобильность;
· Возможность формирования любого графика поездок в села;
Минусами выездной торговли мы видим:
· Отсутствие НПБ по этому вопросу;
· Дороговизну оборудования;
· Необходимость привлечения дополнительного фармацевтического персонала;
· Невозможность ежедневной доставки лекарств;
· Ограниченное количество групп лекарственных препаратов, которые возможно доставить подобным образом (нельзя реализовать «с колес» наркотические лекарственные средства и психотропные лекарственные средства, а также сильнодействующие и ядовитые лекарственные препараты, трудно будет соблюсти холодовую цепь для термолабильных лекарственных препаратов)
· Невозможно организовать рецептурный отпуск лекарств.
С моей точки зрения, выездная торговля может быть лишь временной мерой для улучшения лекарственного обеспечения населения сельской местности. Для полноценного снабжения лекарствами селян необходимо открывать аптечные пункты при ФАПах, а в больших селах (в Верхнепышминском районе, например, с. Балтым) уже сейчас открывать полноценные аптечные организации в отдельных помещениях.
Подбор очковой коррекции |
Закаливание организма |
Гигиена полости рта |