Детский реабилитационно-восстановительный центр (Центр) для детей инвалидов является структурным подразделением СПб научно-практического центра протезирования и реабилитации инвалидов им.Г.А. Альбрехта. Основной задачей Центра является проведение комплексной реабилитации детей-инвалидов, с преимущественным поражением опорно-двигательного аппарата, ограничением способностей к передвижению и самообслуживанию, для максимально полной интеграции их в общество. Для решения этой задачи в Центре развернуты подразделения: экспертно-диагностической и социально-бытовой реабилитации, психологической реабилитации и профориентации, отделение трудотерапии, отделение физических методов реабилитации и стационарное отделение. Это позволяет в условиях Центра проводить комплексную реабилитацию: медицинскую, психологическую, социальную, а также профориентацию и трудотерапию.
К заболеваниям, которые приводят к нарушению опорно-двигательного аппарата, относятся: сколиозы, врожденный вывих бедра, болезнь Пертеса, а так же последствия травм, ампутационные дефекты, компрессионные переломы позвоночника, последствия хронических остеомиелитов и др. При этом, ведущим среди подобного рода нарушений, является детский церебральный паралич /ДЦП/, который занимает значительное место в структуре болезней нервной системы у детей. ( Комплексная реабилитация детей инвалидов в условиях детского реабилитационно-восстановительного центра им Г.А. Альбрехта И.А. Кешишев, Л.Ю. Евдокимова, В.Н. Денисова спбнцэпр им Г.А. Альбрехта, спбиувэук, Санкт-Петербург 2006г) (Реабилитация детей с детским церебральным параличом. Р.И.Лупанова, Л.Ю. Евдокимова, Т.Е. Шулаева, О.В. Жунко СПб НЦПЭР им Г.А. Альбрехта, спбиувэук, Санкт-Петербург 2006г)
При этом заболевании наблюдается, не только поражение опорно-двигательного аппарата различной степени тяжести, зачастую приводящее к тяжелой инвалидности, так и изменения в работе внутренних органов, и, что особенно важно, интеллектуальные и характерологические нарушения. В связи с этим ДЦП относится к группе “психо-” заболеваний приводящих к выходу больного за стандартные рамки существования, привычные для большинства здоровых людей. Поэтому, очень важна социальная и физическая адаптация таких больных, особенно в России, где с социальными вопросами сталкивается, практически, все население. Естественно, что инвалидам, детям-инвалидам с нарушениями со стороны нервной системы особенно трудно адаптироваться к сложной социально-политической обстановке, которая создалась в России в последние годы. Ввиду этого, задачей органов социальной опеки, медицинских служб и многих других организаций является создание систем мер, направленных на реабилитацию инвалидов и их адаптацию в обществе. Не секрет, что, несмотря на инвалидность, связанную с нарушениями опорно-двигательного аппарата при ДЦП, многие и многие люди являются талантливыми учеными, художниками, спортсменами и т.п. (Источник: www.meduhod.ru)
Центр предоставляет стационарную и амбулаторную реабилитационные программы. В программу входят: ЛФК, ФТ, массаж, гидромассаж, активно используются костюмы «Аделия» и «Гравитон». Каждый ребенок проходит лечение по индивидуальной программе и «маршруту». В процессе лечения, пациент занимается с психологом, психотерапевтом, логопедом, социальным работником, посещает кабинеты трудотерапии. После прохождения медицинских процедур дети получают образование в рамках школьной программы в специально организованной для них школе.
В рамках реабилитационной программы родители детей-инвалидов получают помощь психолога и психотерапевта.
Медицинская сестра Центра выполняет все медицинское назначения, контролирует выполнение всех назначений по реабилитационной программе. Находится в постоянном контакте с родителями ребенка и со всеми специалистами Центра. При восстановительном уходе медсестра помогает своим пациентам, но не делает ничего за них. По возможности старается, чтобы ребенок самостоятельно выполнял правила общей гигиены, например, чистил зубы, умывался, причесывался, принимал пищу, помогая ребенку стать функционально полноценным и независимым от посторонней помощи насколько это возможно. Обучает родителей правильному уходу за ребенком, подсказывает пути решения тех или иных проблем.
Пациенты, поступающие на отделение, относятся к категории «особые дети» и, условно, делятся на несколько групп:
· Дети, поступающие с родителями
· Дети, поступающие без родителей
В свою очередь каждая из этих группы делятся на подгруппы:
· Дети с врожденными проблемами.
· Дети с приобретенными проблемами.
· Дети, прибывшие после операций из других стационаров.
· Дети, поступившие впервые, так называемы «домашние дети».
Подбор очковой коррекции |
Закаливание организма |
Гигиена полости рта |