Данное исследование было проведено в пульмонологическом отделении Дорожной больницы г. Красноярска. Заведующая отделением Лихачёва Людмила Владимировна.
Работа проводилась в условиях стационара. Для исследования были отобраны больные бронхиальной астмой средней тяжести течения в стадии обострения в возрасте от 20-ти до 48-ми лет женского пола (20 человек).
Для оценки биопсихосоциального особенностей больных были применены следующие методики психодиагностики:
1. Опросник Мини-мульт (сокращённый вариант MMPI). Методика позволяет описывать вариант биопсихосоциального реагирования на стрессовую ситуацию и дает понимание личностных основ клинического синдрома.
2. Метод диагностики межличностных отношений (ДМО). Методика позволяет описывать особенности психосоциального реагирования исходя из психофизиологических особенностей личности больного бронхиальной астмой.
. Методика «Уровень невротической астении» (УНА). Методика позволяет оценивать уровень психофизиологического истощения в структуре личности больного бронхиальной астмой.
. Личностный опросник Бехтеровского института (ЛОБИ). Методика косвенно дает оценку степени влияния болезни на личностный статус больного бронхиальной астмой, исходя из понимания того, что углубление негативной установки на болезнь затрудняет проведение психотерапии.
. Диагностика мотиваторов социально-психологической активности личности (Д. Макклелланда).
. Диагностика мотивации успеха и боязни неудачи. Эти методики позволяют проводить комплексную оценку мотивационной сферы личности с точки зрения включения психосоциальных компонентов болезни в структуру мотивации.
Используемые методы психодиагностики:
1. Опросник СМИЛ (биологический, психологический компонент личности)
Мини-мульт содержит: 71 вопрос, 11 шкал, из них 3 - оценочные. Оценочные шкалы измеряют искренность испытуемого, степень достоверности результатов тестирования и величину коррекции, вносимую чрезмерной осторожностью. Остальные восемь шкал являются базисными и оценивают свойства личности. Первая шкала (ипохондрии) оценивает близость испытуемого к астено-невротическому типу. Вторая шкала (депрессии) говорит о склонности испытуемого к социопатическому варианту развития личности. Третья шкала (истерии) измеряет эмоциональную лабильность испытуемого. Четвёртая шкала (психопатии) показывает импульсивность, уровень побуждения к достижению цели. Пятая шкала в этом варианте опросника не используется. Шестая шкала (паранояльности) характеризует обидчивость испытуемого, склонность его к аффектам и их ригидность. Седьмая шкала (психастении) предназначена для диагностики тревожно-мнительного типа личности, склонного к сомнениям. Восьмая шкала (шизоидности) определяет степень эмоциональной отчуждённости, сложность установления социальных контактов. Девятая шкала (гипомании) показывает близость к гипертимному типу личности, измеряет активность и возбудимость.
Высокими оценками по всем шкалам после построения профиля личности являются оценки, превышающие 70 т. Низкими оценками считаются оценки ниже 40 т.
После построения профиля описываются характерные личностные особенности испытуемого в зависимости от наличия высоких и низких показателей по той или иной шкале.
. Метод диагностических межличностных отношений (социально-биологический компонент личности)
ДМО представляет собой модифицированный вариант интерперсональной диагностики Т. Лири. Теоретический подход к пониманию личности базируется на представлении о важной роли оценок и мнения, значимых для данного индивида окружающих лиц, под влиянием которых происходит его персонификация, то есть формирующая личность идентификация со «значимыми другими». В процессе взаимодействия с окружением личность проявляется в определенном стиле межличностного поведения. Реализуя потребность в общении и в осуществлении своих желаний, человек сообразует свое поведение с оценками значимых других на уровне осознанного самоконтроля, а также (неосознанно) символикой идентификации. Основываясь на том, что личность проявляется в поведении, актуализированном процессе взаимодействии с окружающими. Лири систематизировал эмпирические наблюдения в виде 8-ми общих или 16-ти более дробных вариантов межличностного взаимодействия. Соответственно разным типам межличностного поведения был разработан опросник, представляющий собой набор достаточно простых характеристик-эпитетов, их количество составляет 128.
Подбор очковой коррекции |
Закаливание организма |
Гигиена полости рта |