Заключение
Итак, в данном реферате были рассмотрены физиологические основы двигательной координации человека.
Была представлена классификация базовых двигательных координаций (по ряду общих и специфических признаков структурных элементов).
Таким образом, классификация построена с учетом взаимосвязи и взаимозависимости различных двигательных координаций, на что указывает наличие сходства ряда ведущих компонентов, факторов, влияющих на развитие, критериев оценки.
Сравнительный анализ содержания и особенностей исследованных двигательных координаций позволяет сделать вывод о том, что каждая из них является относительно самостоятельной, так как лишь в той или иной мере дает возможность оценить качественные характеристики двигательного действия. В то же время, каким бы сложным ни было физическое упражнение, все двигательные координации отражают лишь его определенные параметры и только в совокупности характеризуют качество выполнения данного двигательного действия. Следовательно, все двигательные координации взаимообусловлены и взаимосвязаны между собой, сохраняя при этом определенную специфику.
Совершенствование двигательной функции человека в процессе онтогенеза происходит как вследствие продолжающегося в первые годы после рождения созревания отделов нервной системы и врожденных механизмов, участвующих в координации движений, так и в результате обучения, т. е. формирования новых связей, ложащихся в основу программ тех или иных конкретных двигательных актов. Координация новых, непривычных движений имеет характерные черты, отличающие ее от координации тех же движений после обучения.
Обилие степеней свободы в опорно-двигательном аппарате, влияние на результат движения сил тяжести и инерции осложняют выполнение любой двигательной задачи. На первых порах обучения нервная система справляется с этими трудностями, нейтрализуя помехи путем развития дополнительных мышечных напряжений. Мышечный аппарат жестко фиксирует суставы, не участвующие в движении, активно тормозит инерцию быстрых движений. Такой путь преодоления помех, возникающих в ходе движения, энергетически невыгоден и утомителен. Использование обратных связей еще несовершенно - коррекционные посылки, возникающие на их основе, несоразмерны и вызывают необходимость повторных дополнительных коррекций.
Как показал в своих исследованиях Н. А. Бернштейн, по мере обучения вырабатывается такая структура двигательного акта, при которой немышечные силы включаются в его динамику, становятся составной частью двигательной программы. Излишние мышечные напряжения при этом устраняются, движение становится более устойчивым к внешним возмущениям. На электромиограммах видна концентрация возбуждения мышц во времени и пространстве, периоды активности работающих мышц укорачиваются, а количество мышц, вовлеченных в возбуждение, уменьшается. Это приводит к повышению экономичности мышечной деятельности, а движения делаются более плавными, точными и непринужденными
Важную роль в обучении движениям играет рецепция, особенно проприорецепция. В процессе двигательного обучения обратные связи используются не только для коррекции движения по его ходу, но и для коррекции программы следующего движения на основе ошибок предыдущего.
Приложение
Таблица. 1. Классификация базовых двигательных координаций (по ряду общих и специфических признаков структурных элементов)
Ловкость |
Точность |
Равновесие |
Гибкость |
Подвижность |
Прыгучесть |
Меткость |
Ритмичность |
Пластичность |
Основные разновидности и проявления | ||||||||
Дифференцирование: пространственно- силовых; пространственно- временных параметров. Проявления: в стандартных; нестандартных; в прогнозируемых условиях. |
Дифференцирование усилий в конкретной ситуации; точность движений: на внешний раздражитель; в баллистических упражнениях; при реагировании на движущийся предмет; при манипулировании предметами в пространстве. |
после вращений; после прыжков; в действиях с прямолинейными и угловыми ускорениями; в метаниях; в упражнениях с предметами; в разных условиях опоры |
в маховых движениях; в движениях с отягощениями; без- опорном положении, при наклонах: вперед-назад, в сторону. |
В поворотах: тазобедренных, голено- стопных суставов; тела и его звеньев; в без- опорном состоянии. |
В прыжках: в длину; в высоту; с места, -с разбега; после прыжка в глубину;после выпрыгивания на одной ноге. |
При метании: с места и с разбега; из различных исходных положений; без предварительной подготовки; по движущейся мишени. |
индивидуальный ритм; коллективный ритм; в циклических, ациклических упражнениях; с музыкальным сопровождением. |
в спортивных движениях; телодвижений; верхних конечностей; нижних конечностей; кистей рук. |
Подбор очковой коррекции |
Закаливание организма |
Гигиена полости рта |