Аномалии двигательной координации человека

Заключение

Итак, в данном реферате были рассмотрены физиологические основы двигательной координации человека.

Была представлена классификация базовых двигательных координаций (по ряду общих и специфических признаков структурных элементов).

Таким образом, классификация построена с учетом взаимосвязи и взаимозависимости различных двигательных координаций, на что указывает наличие сходства ряда ведущих компонентов, факторов, влияющих на развитие, критериев оценки.

Сравнительный анализ содержания и особенностей исследованных двигательных координаций позволяет сделать вывод о том, что каждая из них является относительно самостоятельной, так как лишь в той или иной мере дает возможность оценить качественные характеристики двигательного действия. В то же время, каким бы сложным ни было физическое упражнение, все двигательные координации отражают лишь его определенные параметры и только в совокупности характеризуют качество выполнения данного двигательного действия. Следовательно, все двигательные координации взаимообусловлены и взаимосвязаны между собой, сохраняя при этом определенную специфику.

Совершенствование двигательной функции человека в процессе онтогенеза происходит как вследствие продолжающегося в первые годы после рождения созревания отделов нервной системы и врожденных механизмов, участвующих в координации движений, так и в результате обучения, т. е. формирования новых связей, ложащихся в основу программ тех или иных конкретных двигательных актов. Координация новых, непривычных движений имеет характерные черты, отличающие ее от координации тех же движений после обучения.

Обилие степеней свободы в опорно-двигательном аппарате, влияние на результат движения сил тяжести и инерции осложняют выполнение любой двигательной задачи. На первых порах обучения нервная система справляется с этими трудностями, нейтрализуя помехи путем развития дополнительных мышечных напряжений. Мышечный аппарат жестко фиксирует суставы, не участвующие в движении, активно тормозит инерцию быстрых движений. Такой путь преодоления помех, возникающих в ходе движения, энергетически невыгоден и утомителен. Использование обратных связей еще несовершенно - коррекционные посылки, возникающие на их основе, несоразмерны и вызывают необходимость повторных дополнительных коррекций.

Как показал в своих исследованиях Н. А. Бернштейн, по мере обучения вырабатывается такая структура двигательного акта, при которой немышечные силы включаются в его динамику, становятся составной частью двигательной программы. Излишние мышечные напряжения при этом устраняются, движение становится более устойчивым к внешним возмущениям. На электромиограммах видна концентрация возбуждения мышц во времени и пространстве, периоды активности работающих мышц укорачиваются, а количество мышц, вовлеченных в возбуждение, уменьшается. Это приводит к повышению экономичности мышечной деятельности, а движения делаются более плавными, точными и непринужденными

Важную роль в обучении движениям играет рецепция, особенно проприорецепция. В процессе двигательного обучения обратные связи используются не только для коррекции движения по его ходу, но и для коррекции программы следующего движения на основе ошибок предыдущего.

Приложение

Таблица. 1. Классификация базовых двигательных координаций (по ряду общих и специфических признаков структурных элементов)

Ловкость

Точность

Равновесие

Гибкость

Подвижность

Прыгучесть

Меткость

Ритмичность

Пластичность

Основные разновидности и проявления

 

Дифференцирование: пространственно- силовых; пространственно- временных параметров. Проявления: в стандартных; нестандартных; в прогнозируемых условиях.

Дифференцирование усилий в конкретной ситуации; точность движений: на внешний раздражитель; в баллистических упражнениях; при реагировании на движущийся предмет; при манипулировании предметами в пространстве.

после вращений; после прыжков; в действиях с прямолинейными и угловыми ускорениями; в метаниях; в упражнениях с предметами; в разных условиях опоры

в маховых движениях; в движениях с отягощениями; без- опорном положении, при наклонах: вперед-назад, в сторону.

В поворотах: тазобедренных, голено- стопных суставов; тела и его звеньев; в без- опорном состоянии.

В прыжках: в длину; в высоту; с места, -с разбега; после прыжка в глубину;после выпрыгивания на одной ноге.

При метании: с места и с разбега; из различных исходных положений; без предварительной подготовки; по движущейся мишени.

индивидуальный ритм; коллективный ритм; в циклических, ациклических упражнениях; с музыкальным сопровождением.

в спортивных движениях; телодвижений; верхних конечностей; нижних конечностей; кистей рук.

Перейти на страницу: 1 2 3 4