Рис.4 Цикл реабилитационных мероприятий
В настоящее время признан мультидисциплинарный подход при оказании помощи больным, перенесшим инсульт.
Мультидисциплинарная бригада (МДБ):
Ø лечащий врач
Ø врач физиотерапевт
Ø врач лечебной физкультуры
Ø врач других специальностей (логопед, психотерапевт, психолог)
Ø медицинская сестра палатная
Ø медицинская сестра-координатор
Ø медицинская сестра физиотерапии
Ø методист лечебной физкультуры
Ø массажист.
Мультидисциплинарный подход включает
:
специализированные знания каждого специалиста, входящего в МДБ;
взаимодействие между специалистами при оценке больного;
совместную постановку реабилитационных целей;
планирование вмешательства для достижения поставленной цели.
Работа МДБ - это:
1) совместное проведение осмотра и оценки состояния больного и степени нарушения функций;
2) создание адекватной окружающей среды для пациента в зависимости от его потребностей;
) совместное обсуждение пациента;
) совместная постановка целей реабилитации;
) планирование выписки.
Важные черты эффективной бригадной работы:
совместные цели, которые должны быть отражены в рабочей документации каждого специалиста;
сотрудничество, как между различными специалистами, так и внутрипрофессиональное;
координация деятельности - разумное распределение работы между различными специалистами;
разделение усилий - зафиксировано в функциональных обязанностях
взаимосвязь;
взаимоуважение.
Схема 4. Модель работы мультидисциплинарной бригады. Из схемы 4 видно, что медицинские сестры играют ключевую роль в МДБ. Во-первых, она находится около больного 24 часа в сутки, поэтому может дать важную информацию тем членам бригады, которые видят пациента только днем. Медсестра способна координировать реабилитационный процесс с момента поступления больного до его выписки.
Направленность действий медицинской сестры по отношению к пациенту зависят от имеющихся у него проблем. В основе этой работы лежит не интуиция, а продуманный и сформированный подход, рассчитанный на удовлетворение потребностей и решение проблем человека. Одним из непременных условий осуществления сестринского ухода является участие пациента (членов семьи) в принятии решений относительно целей ухода, плана и способов сестринского вмешательства.
Для правильного лечения неврологического больного необходим сбор информации, относящейся как к физическим, так и к психосоциальным аспектам. Особенностью данного этапа в нейрореабилитации является не только выявление физических дефектов, но и влияние этих дефектов на жизнедеятельность пациента. В процессе обследования необходимо определить уровень социальных ограничений вследствие болезни или травмы.
Расспросу пациента в реабелитологии уделяется особое внимание. Связано это с тем, что в настоящее время именно личностная оценка своего состояния и возможностей, т.е. оценка обусловленного здоровьем качества жизни, рассматривается как важнейшая отправная точка для дальнейших реабилитационных воздействий.
Для упорядочения процедуры расспроса пациента и ухаживающих за ним лиц, а также для получения количественных показателей уровня жизнедеятельности пациента применяем специальные опросники. В основе методов измерения нарушений жизнедеятельности лежит оценка независимости индивидуума от посторонней помощи в повседневной жизни, при этом анализируются не ее виды, а только наиболее значимые, представительные, наиболее общие из рутинных действий человека.
Выводы
1. Внедрение сестринского процесса в реабилитацию пациентов, перенесших инсульт, в настоящее время является необходимым условием для осуществления профессионального ухода за пациентами, т.к. позволяет улучшить качество сестринской помощи и реально влияет на качество жизни пациента, связанное со здоровьем.
2. Данная модель сестринского ухода определяет характер сестринской помощи в формате медицинской реабилитации, цель, которой является патофизиологическое улучшение и улучшение функциональных способностей, социально-бытовой активности.
. Основными проблемами пациентов, перенесших инсульт и с которыми работает сестринский персонал отделения нейрореабилитации, являются: нарушение процесса раздевания, одевание брюк, одевание рубашки, одевание ботинок и носок, нарушение навыков проведения гигиены (умывание лица, причесывание, чистка зубов), и невозможность самостоятельно осуществлять процесс передвижения по палате, в пределах отделения и подъема по лестнице; со стороны психоэмоционального состояния - нежелание действовать, навязчивые мысли и страхи, чувство тревоги.
Подбор очковой коррекции |
Закаливание организма |
Гигиена полости рта |