Социальная защищенность населения всегда являлась одним из основных критериев оценки общественно-политического и экономического состояния общества. Понятно, что чем богаче страна, тем более развита и ее система институтов, гарантирующих и одновременно контролирующих предоставление гражданам социальных благ. Так же очевидно, что существует и некий "нижний", минимально возможный предел социального обеспечения, непредставление которого грозит возникновением напряжения в обществе и, как крайний вариант, - социальными потрясениями. В такой, если так можно выразиться, «минимально» необходимый "набор" социальных гарантии в первую очередь входит гарантия предоставления медицинской помощи, в том числе лекарственного обеспечения, образования, пенсионного обеспечения (Галкин Ю.В., 1997).
Изменения в политической ориентации развития России и связанная с этим перестройка экономических отношений привели к необходимости поиска, предложения и скорейшего внедрения новых технологий во всех сферах социально-экономической деятельности общества.
Действующая в отечественной медицине на протяжении десятилетий практика тотальной дотации медицинского обслуживания, когда для пациента стационарная помощь была полностью бесплатной, а при амбулаторном обслуживании стоимость медикаментов была чисто условной, совершенно не отражающей реальной стоимости лекарств, сегодня не срабатывает, так как делать это позволяла только существующая в то время экономическая система, которая могла аккумулировать значительные средства за счет минимизации реальной зарплаты населения.
Переход к рыночной экономике существенно сократил возможности государственного дотирования. Несмотря на это, медицинская помощь в лечебных учреждениях и стационарах осталась для пациентов бесплатной, хотя и значительно изменился механизм финансирования лечебно-профилактических учреждений. Введенная в практику во многих регионах России система обязательного медицинского страхования позволила уйти от остаточного принципа финансирования, появился независимый источник поступлений, целевое назначение которого - развитие и поддержание ЛПУ. Были созданы условия для стимулирования экономической заинтересованности медицинских учреждений в качественном обслуживании пациентов.
Иная ситуация сложилась на рынке лекарственного обеспечения. Рост цен на лекарственные препараты сделал их по существу недоступными малообеспеченному большинству населения. Естественно, что в этих условиях увеличилась доля декретированной части населения (т.е. имеющего право на бесплатное и льготное получение лекарств по ряду заболеваний).
Действующими в настоящее время законодательными и нормативными актами определено право льготных категорий населения на приобретение всех лекарственных средств бесплатно или с 50% скидкой.
С 01.01.2005 г. в нашей стране началась реализация системы дополнительного лекарственного обеспечения (ДЛО). В этот день вступил в силу Федеральный закон от 22.08.2004 №122-ФЗ о замене льгот денежными компенсациями.
Основным принципом системы ДЛО является персонификация учета лекарственной помощи, оказываемой в рамках единого перечня лекарственных средств (ЛС) с единым уровнем цен, сформированного по международным непатентованным наименованиям (МНН) на условиях гарантированного обеспечения. Таким образом, основу ДЛО составляют:
адресная помощь конкретному пациенту, т.е. наличие больного в регистре персонифицированного учета;
выписка рецепта на ЛС из утвержденного перечня ЛС, разрешенных к отпуску отдельным категориям граждан;
наличие в аптеке лекарственного препарата из утвержденного перечня с зарегистрированной Росздравнадзором ценой.
Новая система имеет единый стержень, интегрированный во все субъекты Российской Федерации. При этом в каждом субъекте Российской Федерации в дополнение к федеральной программе могут реализовываться собственные программы, расширяющие льготный контингент лиц или перечень ЛС, разрешенных к отпуску за счет регионального бюджета.
Следует подчеркнуть, что в формировании модели ДЛО использованы передовые управленческие технологии, базирующиеся на системе постоянного мониторинга ситуации, а также централизованного менеджмента ресурсов и активном привлечении участников современного фармацевтического бизнеса (производителей ЛС, дистрибьюторов, предприятий аптечных сетей и т.п.).
Подбор очковой коррекции |
Закаливание организма |
Гигиена полости рта |