В модели ДЛО конкретизированы следующие функции (Тельнова Е.А., 2006 и т.д.):
развитие системы адресной социальной поддержки населения;
осуществление перехода на новый порядок финансирования мер по социальной поддержке льготных категорий населения;
реализация мер по повышению доступности и качества медицинской и лекарственной помощи.
Система ДЛО состоит из нескольких направлений и сегментов; при ее реализации необходимо соблюдение следующей последовательности:
организация персонифицированного учета субъекта ДЛО;
формирование нового перечня ЛС сначала по МНН, на основе стандартов лечения, с последующей регистрацией торговых наименований и референтных цен;
формирование справочных баз данных: лечебно - профилактических учреждений (ЛПУ); врачей, имеющих право на выписку льготных рецептов; аптечных предприятий, имеющих право отпуска ЛС;
выбор уполномоченной фармацевтической организации (УФО): квалификационный отбор; конкурсный отбор;
формирование договорных отношений с субъектами ДЛО (после проведения конкурсных мероприятий);
формирование заявок (производится субъектом Российской Федерации);
организация поставок (осуществляется фармацевтической организацией);
организация отпуска ЛС (осуществляется в аптечных предприятиях, которые могут открывать несколько окон отпуска или аптечных пунктов по отпуску ЛС);
организация информационного взаимодействия участников системы ДЛО на всех уровнях;
организация управления запасами;
организация отчетности по отпущенным ЛС;
организация финансирования предоставленного лекарственного обеспечения;
мониторинг реализации системы ДЛО и принятие управленческих решений по корректировке ситуации;
контроль и надзор за реализацией Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ в части ДЛО.
Первые четыре направления можно реализовывать параллельно.
Представленный механизм следует рассматривать как базовый, хотя и требующий корректировки и дополнений по ряду направлений, которые и происходили по ходу реализации системы.
Практическая реализация системы ДЛО невозможна без постоянного мониторинга ситуации и современных информационных технологий, способных не только сформировать и проанализировать соответствующие базы данных, но и объективно оценить правомерность, качество и эффективность лекарственной помощи, а также рациональность использования финансовых средств бюджета.
В реализацию системы ДЛО как на федеральном, так и на региональном уровне вовлечена масса субъектов, а именно: пенсионный фонд, ФФОМС и ТФОМС, Минздравсоцразвития, Росздравнадзор, ЛПУ, аптечные предприятия, УФО - федерального и регионального уровня, органы управления здравоохранением и др.
Хотя участников реализуемой системы ДЛО много, однако, главных субъектов 2: лечебно-профилактические учреждения (ЛПУ), так как именно врачами ЛПУ выписываются рецепты пациентам, и аптеки, которые стоят на завершающем этапе доведения ЛС до пациента.
Главный объект ДЛО - это гражданин, имеющий право на получение социальных гарантий.
Организация персонифицированного учета субъекта ДЛО.
Федеральным законом от 22.08.2004 № 122 пункт 6.1. статьи 125 установлен перечень категорий населения, имеющих право на получение социальной помощи в виде набора социальных услуг. Персонифицированный учет осуществляется Пенсионным фондом через ведение лицевого счета каждого лица, обладающего правом на получение социальных услуг.
Цели проведения персонифицированного учета: организация адресной помощи всем определенным законодательно категориям граждан; рациональное использование выделенных на гарантированное обеспечение финансовых средств; создание основы для фармацевтического страхования.
Отпуск ЛС осуществляется на основе утвержденного перечня ЛС.
Для работы в системе ДЛО формируются: справочники ЛПУ, справочники аптек, справочники врачей и др.
Подготовкой справочников занимаются различные организации: Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации, территориальные органы управления здравоохранением, Росздравнадзор и др. В настоящее время сформировано 16 справочников.
Организация персонифицированного учета, формирование перечня ЛС и справочных баз данных, выбор фармацевтических организаций проводятся различными организациями и могут выполняться параллельно.
Подбор очковой коррекции |
Закаливание организма |
Гигиена полости рта |