И.С. Бахтина (2001) приводит пример организации отдела образования сестринского персонала, который совместно с училищем повышения квалификации внедряет короткие специализированные программы для обучения без отрыва от основной работы медицинских сестер различных специальностей и программы ориентации для вновь поступивших на работу [2].
В Московской городской клинической больнице №1 им. Н.И. Пирогова организован учебный центр, на базе которого проходят выездные циклы, проводимые преподавателями Училища повышения квалификации для средних и фармацевтических работников г. Москвы. В центре также проводится работа и со студентами базовых медицинских училищ по организации их учебной и производственной практики [2].
В городской клинической больнице №2 г. Владивостока функционирует учебно-методический центр медицинских сестер, в котором осуществляется обучение более чем на 20 учебных циклах, функционирует школа молодого специалиста. Центр оснащен всем необходимым для обучения (оборудование, литература), имеет собственный выход в Интернет (Лада Н.Д., Юн Ж.В., 2000). Учебно-методические центры также функционируют и в Московской городской клинической больнице №36 [2].
В Самарском областном клиническом диспансере работает методический кабинет по работе со средним медицинским персоналом, в котором наряду с обучением медицинских сестер, организовано ознакомление всех медицинских сестер диспансера с новыми нормативными и методическими документами, касающихся профилактики ВБИ, соблюдения санитарно-эпидемического режима [2].
Одним из инновационных направлений в совершенствовании профессионального мастерства является организация совместных проектов с зарубежными партнерами. Таким примером является совместный проект с американскими сотрудниками экспериментального отделения «Мини-госпиталь» по типу отделения сестринского ухода. Особенностью созданного отделения является проведение интенсивного сестринского наблюдения с ежедневным осмотром пациентов, ведение медицинской истории болезни с составлением плана ухода и решением проблем пациентов. Кроме того, «Мини - госпиталь» является не только базой для обучения медицинских сестер, но и приобрел статус отделения с международными стандартами обслуживания [5].
По мнению Д.Н. Малковой (2006), эффективной формой повышения квалификации медицинских кадров среднего звена, является наставничество. Как считают авторы, наставничество значительно сокращает издержки нововведений, как в кадровых изменениях, так и в профессиональном совершенствовании работников. Возрождение наставничества позволит, с одной стороны, повысить эффективность труда и сократить сроки адаптации вновь принятых медицинских сестер и других средних медицинских работников, с другой - поднять имидж и самоуважение опытных работников, на которых возложены функции наставников.
Подбор очковой коррекции |
Закаливание организма |
Гигиена полости рта |