Направленность и выбор экспериментальных методик

Выбор методик обусловлен клинической задачей психологического исследования

, заключающейся в выявлении существенных психологических различий в мыслительной и эмоционально-волевой сфере у больных простой и параноидной формой шизофрении, которые могут служить дополнительным материалом при установлении диагноза, с этой целью нами отобраны методики, обладающие широким диапазоном:

. Методика «Исключение 4-го лишнего»

(предметный вариант), по своей направленности она выявляет работоспособность и устойчивость внимания, но в большей мере предъявляет требования к логической обоснованности, правильности обобщений, строгости и четкости формулировок. Методика представляет собой типичный образец моделирования процессов синтеза и анализа в мышлении.

Больной должен синтезировать, то есть обобщающее понятие для трех предметов из четырех изображенных, и исключить, то есть выделить один, не соответствующий общему понятию.

Для проведения опытов необходимы наборы карточек, на каждой из которых нарисовано по 4 предмета.

Инструкция

. «На каждой карточке изображены 4 предмета. Три из них между собой чем-то сходны, их можно назвать одним названием, а четвертый к ним не подходит. Вы должны назвать предмет, который не подходит, и пояснить, почему он лишний».

В протоколе (см. приложение №1) записывается против номера карточки предмет, который больной считает нужным исключить, а в соседнем столбце - объяснения больного и название остальных трех.

2. Методика «Простые аналогии»

, с помощью которой возможно выявить понимание логических связей и отношений между понятиями, а также умение устойчиво сохранять заданный способ рассуждений при решении длинного ряда разнообразных задач.

Для проведения опыта необходим бланк с рядом задач (см. Приложение №2).

Инструкциядается в форме совместного решения первых трех задач: «Здесь написано два слова - сверху «лошадь», снизу «жеребенок». Какая между ними связь? (Жеребенок детеныш лошади). А здесь, справа, тоже сверху одно слово - «корова», а внизу пять слов на выбор. Из них нужно выбрать только одно слово, которое также будет относится к слову «корова», как «жеребенок» к «лошади», то есть сначала надо установить как связаны между собой слова, написанные слева (показать где), а затем установить такую же связь справа». Инструкция несколько длинновата, но обязательно нужно добиться того, чтобы больной ее хорошо усвоил.

. Методика «Объяснение пословиц и метафор»

, использование этой методики позволит выявить понимание больными переносного смысла, умение вычленять главную мысль во фразе конкретного содержания, а также дифференцированность, целенаправленность суждений больных, соскальзывание и паралогические суждения. Разработана Б. В. Зейгарник.

Для эксперимента необходимо заготовить общеупотребительные пословицы, метафоры, фразы (см. приложение №1).

Эксперимент протекает в форме беседы, и активная роль экспериментатора очень велика, так как путем различных вопросов он может проверить правильность и глубину охвата больным переносного значения.

Инструкция довольно проста. Экспериментатор произносит пословицу (метафору, фразу) и просит объяснить ее смысл: «Как вы понимаете смысл этой пословицы?».

4. Методика «Заучивание 10 слов»

. Эта методика одна из наиболее применяющихся. Предложена А.Р. Лурия. Используется для оценки состояния механической памяти больных, утомляемости, активности внимания.

Для проведения опыта необходимо подготовить бланки с рядом коротких слов (односложных и двухсложных) (см. приложение №1). Слова нужно подобрать простые, разнообразные и не имеющие между собой никакой связи.

Инструкциясостоит из нескольких этапов. Первое объяснение. «Сейчас я прочту 10 слов. Слушать надо внимательно. Когда окончу читать, сразу же повторите столько слов, сколько запомнили. Повторять можно в любом порядке. Понятно?»

Экспериментатор читает слова медленно, четко. Когда испытуемый повторяет слова, экспериментатор в своем протоколе помечает эти слова (см. форму протокола).

Перейти на страницу: 1 2 3 4