Продолжение инструкции. «Сейчас я снова прочту вам те же самые слова, и вы опять должны повторить их - и те, которые вы уже называли, и те, которые в первый раз пропустили, - все вместе, в любом порядке».
Экспериментатор снова отмечает слова, которые повторил исследуемый. Затем опыт повторяется снова 3, 4, 5 раз, но уже без инструкций. Экспериментатор просто говорит: «Еще раз».
В случае если исследуемый называет какие-то лишние слова, экспериментатор обязательно записывает их.
После пятикратного повторения слов экспериментатор переходит к другим экспериментам, а в конце исследования, то есть примерно спустя 50-60 минут, снова спрашивает у исследуемого эти слова (без напоминания).
По протоколу может быть составлена «кривая запоминания». По форме кривой можно делать некоторые выводы относительно особенностей запоминания больных.
. Методика «Пиктограмма».
Эта методика тоже предложена А.Р. Лурия, представляет собой вариант опосредованного запоминания, однако применяется он не столько для исследования памяти, сколько для анализа характера ассоциаций больных.
Для проведения опыта достаточно иметь карандаш и бумагу. Заранее подготовить 16 слов и выражений для запоминания (существует стандартный набор слов и выражений) (см. приложение №5).
Инструкция.
«Я буду называть слова и словосочетания, которые вы должны будете запомнить. Для того чтобы легче было запомнить, вы должны к каждому слову нарисовать что-либо такое, чтобы могло помочь вам вспомнить заданное слово. Качество рисунка роли не играет, можно нарисовать что угодно и как угодно, лишь бы вам это смогло напомнить заданное слово - как узелок на память завязывают, но нельзя писать ни слов, ни букв».
Если больной легко подбирает рисунки и сам рассказывает вслух экспериментатору, что он рисует и как он собирается припомнить, экспериментатор молча ведет протокол (см. приложение №5).
Если же больной сам не объясняет, следует у него каждый раз спрашивать: «А как вам это поможет припомнить заданное слово?»
После выполнения задания листок с рисунками откладывают в сторону и лишь в конце исследования (спустя час) предлагают больному припомнить по рисункам заданные слова.
. Методика «Сравнение понятий».
Эта методика применяется для исследования мышления больных, процессов анализа и синтеза. Применяется очень давно, особенно широко использовалась в школе акад. В.М. Бехтерева.
Для эксперимента необходимо заготовить 8-10 пар слов, подлежащих сравнению (см. приложение №1). В наборе содержаться понятия разной степени общности, а также и вовсе несравнимые понятия. Именно несравнимые понятия оказываются иногда очень показательными для обнаружения расстройства мышления.
Инструкция
. Больного просят сказать, «чем похожи и чем различаются» эти понятия. Записываются все его ответы полностью. Необходимо настаивать на том, чтобы больной обязательно раньше указывал сходство между понятиями, а только потом различие.
Предлагая первую несравнимую пару, нужно внимательно наблюдать за мимикой и поведением больного. Если больной выражает удивление, растерянность или просто молчит, затрудняясь, ему тут же дают пояснение; «Встречаются такие пары объектов (или понятий), которые несравнимы. В таком случае вы должны ответить: «Их сравнивать нельзя». Если больной сразу начинает сравнивать такую пару - его ответ записывают, но потом все равно дают пояснение относительно «несравнимых» пар. В дальнейшем таких пояснений больше не дают, а просто регистрируют ответы больного по поводу каждой пары.
При оценке ответов больных следует учитывать, удается ли им выделить существенные признаки сходства и различия понятий. Неумение выделить признаки сходства, а также существенные признаки различия свидетельствуют о слабости обобщений больного, о склонности его к конкретному мышлению.
. Методика «Объяснение сюжетных картин».
Эта методика применяется для исследования сообразительности больных, их умение выделять существенное из деталей, а также для исследования того эмоционального отклика, который вызывает у больного сюжет той или иной картинки.
Подбор очковой коррекции |
Закаливание организма |
Гигиена полости рта |