Критичность мышления
заключается в том, что «человек в процессе мышления более или менее сознательно соотносит результаты своего мыслительного процесса с объективными данными, в этом соотношении возможна ошибка» [4, стр. 82], так вот критичность мышления - это умение оценивать работу своих мыслей, осознать и устранить ошибки.
Градация отношений испытуемых к допускаемым ошибкам служит показателем мыслительной деятельности:
- испытуемый допускает ошибки и сам их исправляет (это показатель сохранности критичности)
- испытуемый допускает ошибки, но не замечает, исправляет по указанию экспериментатора
испытуемый допускает ошибки, но не исправляет их даже после указаний экспериментатора.
В результате исследования было выявлено, что испытуемые с параноидной формой шизофрении способны осознавать допущенные ошибки и исправлять их, чаще с помощью экспериментатора. Кроме того, оценка экспериментатора влияет на критическое отношение этих испытуемых к продукту свей деятельности, они более обдуманно подходят к выполнению заданий.
Для испытуемых с простой формой шизофрении характерно более грубое нарушение критичности мышления, выражающееся в том, что эти испытуемые допускают ошибки, но не исправляют их даже после указаний экспериментатора, наблюдается безразличное отношение к своим ошибкам, симптомы вялости, безучастия. Эти испытуемые понимают условие задания и в то же время могут действовать вразрез этому пониманию.
Таким образом, диагностически - значимым различием в нарушении критичности мышления у испытуемых с простой и параноидной формой шизофрении является глубина этого нарушения.
Ассоциативный компонентмышления
заключается в способности человека соотносить абстрактно-смысловые и предметно-конкретные компоненты аналитико-синтетической деятельности. Расстройства соотнесения этих компонентов у больных шизофренией были обнаружены при исследовании методикой пиктограмм. «Эта методика требует от испытуемого умения уловить общее в слове и рисунке, хотя значение слова само по себе шире, чем то, что можно изобразить рисунком, и значение рисунка шире, чем слова, они должны лишь в какой-то части совпадать» [27, стр. 238].
При исследовании методикой пиктограмм у испытуемых с простой формой шизофрении отмечается своеобразная легкость, с которой они подбирают образы для опосредования. Пиктограммы, особенно к словам абстрактного содержания, не представляют для них такой трудности, как для большинства испытуемых с параноидной формой шизофрении.
При качественном анализе образов пиктограмм мы учитывали следующие факторы:
- фактор абстрактности
- фактор «стандартности»
фактор индивидуальной значимости (или фактор аффективно-личностных свойств)
фактор адекватности
содержание рисунка
графические характеристики.
По фактору абстрактности
было выявлено, что испытуемые с параноидной формой шизофрении чаще выбирают атрибутивные образы для опосредования понятий (образы выбираются по принципу принадлежности) или конкретные образы, соотнесенные с конкретной ситуацией, связанной с понятием.
Испытуемые с простой формой шизофрении чаще выбирают метафорические образы, где абстрактная ассоциация выражается через конкретный предмет, например, палец и стрелка вокруг него на понятие «обман» (обвести вокруг пальца) или геометрические, графические и грамматические символы, иногда вся пиктограмма этих испытуемых представлена чрезмерно отвлеченно-абстрактными значками.
По фактору «стандартности»
отмечается, что у испытуемых с параноидной формой шизофрении стандартные образы встречаются чаще, чем у испытуемых с простой формой.
По фактору индивидуальной значимости
выявлено, что у испытуемых с параноидной формой шизофрении чаще встречаются индивидуально-значимые, персонифицированные образы-стимулы, где испытуемые прямо говорят о своих интересах, желаниях, намерениях.
В индивидуально-значимых образах проецируются актуальные переживания испытуемых, в т.ч. и бредовые идеи.
Подбор очковой коррекции |
Закаливание организма |
Гигиена полости рта |