Суммарное влияние на организм нескольких приведенных факторов риска принимает хронический характер. Если психоэмоциональное перенапряжение и нервное переутомление приобретают хронический характер, то они являются ведущими факторами риска. При нервном перенапряжении резко возрастает напряженность нервных и приспособительно-компенсаторных механизмов, повышаются лабильность и гиперкомпенсация, вследствие чего возбудительный процесс принимает постоянный характер. Развитие нервного переутомления связано с падением процесса возбуждения и лабильности, возникновением процесса истощения. Кумуляция (накапливание) утомления происходит в результате отсутствия баланса между учебным трудом и отдыхом.
В процессе умственного труда основная нагрузка приходится на центральную нервную систему, ее высший отдел - головной мозг, обеспечивающий протекание таких психических процессов, как восприятие, внимание, память, мышление, эмоции. Кстати отметим, что в среднем масса мозга составляет 2-2.5 %. от общей массы тела, однако кислорода мозг потребляет до 15-20 "'., используемого организмом. В течение 1 мин мозгу необходимо 40-50 см' кислорода, что свидетельствует о высокой интенсивности обменных процессов в нем. Тем не менее, энергетический баланс организма при умственной деятельности изменяется незначительно (на 2090-4190 Дж (500-1000 ккал) выше, чем уровень основною обмена).
Отрицательно воздействует на организм длительное пребывание в «сидячей» позе, характерной для студентов и лиц умственном труда. При этом кровь скапливается в сосудах, расположенных ниже сердца. Уменьшается объем циркулирующей крови, что ухудшает кровоснабжение ряда органов, в том числе мозга. Ухудшается венозное кровообращение. Когда мышцы не работают, вены переполняются кровью, се движение замедляется. Сосуды быстрее теряют свою эластичность и растягиваются. Помимо этого, уменьшение размаха движений диафрагмы отрицательно сказывается на функции дыхательной системы.
На индивидуальный стиль жизни любого молодого человека решающее влияние оказывает образ жизни той социально-профессиональной группы, к которой он принадлежит. Прежде всего, это проявляется в учебно-трудовой сфере стиля жизни. А вот в двух других сферах стиля жизни личности - бытовой и в сфере досуга возрастные факторы, принадлежность к тому или иному поколению (или, как говорят демографы, к возрастной когорте) играют большую роль, и именно в сфере досуга можно обнаружить многие отличительные черты «студенческого образа жизни».
С одной стороны, молодежь стремится как можно скорее приобщиться к «взрослому образу жизни», с другой - отстаивает свое право жить по-своему, не так, как их родители. С одной стороны, мы немало говорим об активности и предприимчивости молодежи, с друзой - об инфантилизме определенной части молодых людей, нередко выражающемся в установке на так называемую «завтрашнюю активность», в нежелании брать па себя ответственность за свои поступки.
Студенческая молодежь стремится к самостоятельности и независимости и в то же время сильно подвержена групповому влиянию, во многом зависит от мнения компании сверстников, своего непосредственного окружения.
Стиль жизни - это и окружение: друзья, сослуживцы, родственники, сверстники. Уже в давние времена говорили: «Скажи мне кто твой друг, и я скажу кто ты». Каждый человек живет среди людей и от лучших из них приобретает много ценного, учится жить и трудиться. Полезное общение - источник духовною роста человека.
Конечно, радует работа, если она по душе, радует природа, когда человек сливается с ней всем своим существом. Но подлинное счастье невозможно без общения с людьми. Виды такого общения известны испокон веков: товарищество, дружба, любовь. Большая по объему, а часто и интенсивная учебная нагрузка, условия быта (проживание в общежитии, питание в столовой), личностные отношения, с одной стороны, и безразличие к профилактике болезней - с другой обусловлены явным непониманием всех последствий и осложнений, возникающих в результате развившегося заболевания.
Подбор очковой коррекции |
Закаливание организма |
Гигиена полости рта |