Здоровый образ жизни - способ жизнедеятельности человека

здоровье психофизиологический молодежь культура валеология

В последние годы стали уделять более пристальное внимание здоровому образу жизни студенческой молодежи. Это связано с озабоченностью общества по поводу здоровья специалистов, выпускаемых средними и высшими учебными заведениями, роста заболеваемости в процессе профессиональной подготовки, последующим снижением работоспособности. Необходимо отчетливо представлять, что не существует здоровый образ жизни как некая самостоятельная форма жизнедеятельности вне образа жизни в целом.

Здоровый образ жизни - это способ жизнедеятельности, направленный на укрепление, сохранение и улучшение здоровья человека как субъекта общественно-исторической деятельности и культуры, обеспечивающий полноценное выполнение всех форм деятельности человека и как следствие - влияющий на экономический, трудовой, демографический, оборонный, культурный и духовный потенциал общества.

Здоровый образ жизни отражает обобщенную типовую структуру форм жизнедеятельности студентов, для которой характерно единство и целесообразность процессов самоорганизации и самодисциплины, саморегуляции и саморазвития, направленных на укрепление адаптивных возможностей организма, полноценную саморегуляцию своих сущностных сил. дарований и способностей в общекультурном и профессиональном развитии, жизнедеятельности в целом.

В условиях здорового образа жизни ответственность за здоровье формируется как часть общекультурного развития. проявляющаяся в единстве стилевых особенностей поведения, способности построить себя как личность в соответствии с собственными представлениями о полноценной в духовном, нравственном и физическом отношении жизни.

Здоровый образ жизни во многом зависит от ценностных ориентаций студента, мировоззрения, социального и нравственного опыта.

Общественные нормы, ценности здорового образа жизни принимаются студенческой молодежью как значимые, но не всегда совпадают с ценностями, выработанными общественным сознанием. Так и в процессе накопления личностью социального опыта возможна дисгармония познавательных (научные и житейские знания), психологических (формирование интеллектуальных, эмоциональных, волевых структур), социально-психологических (социальные ориентации, система ценностей), функциональных (навыки, умения, привычки, нормы поведения, деятельность, отношения) процессов. Подобная дисгармония может стать причиной формирования асоциальных качеств личности. Поэтому в средних и высших учебных заведениях необходимо обеспечить сознательный выбор личностью общественных ценностей здорового образа жизни и формировать на их основе устойчивую индивидуальную систему ценностных ориентации, способную обеспечить саморегуляцию личности, мотивацию ее поведения и деятельности.

Здоровый образ жизни выражает и определенную ориентированность деятельности личности в направлении укрепления и развития личного и общественного здоровья. Тем самым здоровый образ жизни связан с личностно-мотивационным воплощением индивидами своих социальных, психологических, физических возможностей и способностей. Отсюда следует огромное значение формирования здорового образа жизни в создании оптимальных условий функционирования индивида и общества.

Формирование здорового образа жизни не сводится только к пропаганде или отдельным видам медико-социальной деятельности. На формирование здорового образа жизни влияют различные ее стороны и проявления существующего общества. Для укоренения здорового образа жизни недостаточно сосредоточивать усилия лишь на преодолении факторов риска различных заболеваний, борьбе с алкоголизмом, курением, гиподинамией, нерациональным питанием, конфликтными отношениями, хотя это также имеет большое оздоровительное значение. Принципиально важно использовать позитивные стороны образа жизни общества, выделять и развивать, активно усиливать многообразные тенденции, «работающие» на формирование здорового образа жизни.

Формирование здорового образа жизни студенческой молодежи - важный шаг на пути активизации человеческого фактора в перспективном развития общества, имеющий конечной целью обеспечение всестороннего, гармоничного развития личности молодого человека.

Перейти на страницу: 1 2