Качество медицинской помощи - совокупность характеристик, подтверждающих соответствие оказанной медицинской помощи, имеющимся потребностям пациента, его ожиданиям, современному уровню медицинской науки и технологии. [1, с. 76]
К основным характеристикам (показателям) качества медицинской помощи можно отнести:
· адекватность;
· доступность;
· преемственность и непрерывность;
· действенность;
· результативность;
· эффективность;
· безопасность;
· своевременность;
· способность удовлетворять ожидания и потребности;
· стабильность процесса и результата;
постоянное совершенствование и улучшение.[6, с. 294]
Обеспечение качества медицинской помощи - один из главных элементов совершенствования обслуживания населения и эффективности деятельности учреждений здравоохранения.
Эффективная работа учреждений здравоохранения зависит от:
· качества медицинских услуг и их организации;
· качества аппаратуры, инструментария;
· качества лекарственных препаратов;
· качества информационного обеспечения;
· оптимизации документирования медицинской помощи.[6, с. 296]
Новейшая история сестринского дела в России насчитывает всего 10 лет. Для серьезных преобразований не такой уж большой срок, однако сделано за это время немало. Приняты и успешно реализуются Доктрина среднего медицинского и фармацевтического образования и Отраслевая программа развития сестринского дела. Особенно заметны успехи в сфере сестринского образования. Сформированная на сегодня структура образовательных учреждений способна полностью обеспечить качественную подготовку специалистов по программам трех уровней (училище - колледж - вуз). [1, с. 6]
Первый (базовый) уровень готовит медицинских сестер широкого профиля и сестер милосердия, отвечающих современным требованиям. Государственный образовательный стандарт среднего медицинского образования включает в себя наряду с федеральным компонентом решение региональных вопросов с учетом социально-экономических, этнических особенностей, а также статистических показателей здоровья и заболеваемости в регионе.
Второй (повышенный) уровень предусмотрен для специалистов, имеющих базовое образование. Колледжи готовят преимущественно руководителей структурных подразделений для медицинских организаций, обеспечивая выпускникам углубленные знания и умения в вопросах организации управления здравоохранением, экономики, менеджмента, юриспруденции. Подготовка осуществляется по нескольким специальностям; «Лечебное дело» (квалификация - «Фельдшер»), «Акушерское дело» (квалификация - «Акушерка-организатор»), «Сестринское дело» (квалификация - «Медицинская сестра-организатор»), «Семейная медицинская сестра» и т.д. Сегодня перечень специальностей повышенного уровня образования включает около 10 наименований должностей сестер-специалистов. [1, с. 9]
Третий уровень - это высшее сестринское образование. Оно занимает особое место в условиях реформирования отраслевого образования и направлено на подготовку высококвалифицированных управленческих кадров, а также на повышение престижа сестринской профессии. Потребность в нем у медицинских сестер, занимающих управленческие должности, привела к организации в медицинских вузах вечерней и заочной форм обучения. Сегодня диплом факультета высшего сестринского образования можно получить более чем в 35 высших медицинских учебных заведениях. Общая численность студентов по всем формам обучения составляет свыше 7,5 тыс. человек, причем на долю вечернего и заочного отделений приходится около 85%. Уже сегодня до 20% главных и старших медицинских сестер имеют повышенное и высшее сестринское образование, а через несколько лет, по нашим расчетам, это число достигнет 50%. [1, с. 11]
Подбор очковой коррекции |
Закаливание организма |
Гигиена полости рта |