В управлении качеством стандарт декларирует принцип - подход как к процессу. Рекомендации стандарта направлены на обеспечение продуктивной работы ЛПУ путём одновременного эффективного управления многочисленными взаимосвязанными процессами. Все процессы и виды деятельности ЛПУ подлежат оценке, анализу и улучшению, что гарантирует постоянное совершенствование системы управления качеством, всех сфер деятельности и как следствие сокращение неоправданных потерь.
В основу стандарта положено 8 принципов менеджмента качества:
1. Ориентация на потребителя (в медицине - на пациента).
2. Роль руководителя как лидера.
. Вовлечение всего персонала.
. Подход к управлению качеством как к процессу.
. Системный подход к менеджменту.
. Постоянное улучшение.
. Подход к принятию решений на основе анализа фактов, информации.
. Взаимовыгодные отношения с поставщиками. [6, с. 297]
Применение стандарта для обеспечения качества медицинской помощи включает 6 этапов.
) Обучение медицинского персонала (администрации, врачей, среднего и младшего медицинского персонала) и других специалистов ЛПУ вопросам обеспечения качества медицинской помощи в соответствии с требованиями по разработанным дифференцированным программам с учётом специфики профессиональной деятельности.
) Анализ стартового состояния действующей в ЛПУ системы качества по разработанной методике.
) Разработка документации по системе качества в соответствии с требованиями и с учётом всех аспектов медицинских технологий.
) Подготовка группы внутреннего аудита для оценки и анализа системы качества ЛПУ с целью её поддержания и улучшения.
) Внедрение разработанной документации.
) Сертификация системы качества. [2, с. 6]
За последние 5 лет сестринское дело претерпело значительные позитивные перемены, тем не менее остается ряд важных, не решенных пока проблем, над которыми всем нам необходимо поработать в ближайшем будущем. При организации семинаров и конференций в регионах Российской Федерации организационным советом проводилось исследование мнений медицинских сестер по наиболее острым проблемам сестринского дела. Результаты данного исследования были проанализированы и сгруппированы по нескольким направлениям:
. Законодательство и регулирование.
. Управление.
. Образование.
. Практическое здравоохранение.
. Контроль качества.
. Сестринская этика.
. Система обязательного медицинского страхования.[14, с. 24]
В области законодательного регулирования
. Необходим закон о сестринском деле.
. В Законодательстве РФ об охране здоровья граждан (раздел X, ст. 54, абзац 4) разрешается лицам, не имеющим законченного высшего медицинского образования, работать в должностях работников со средним медицинским образованием в порядке, определенном МЗ РФ. Необходимо пересмотреть порядок допуска упомянутых лиц к практике с учетом современных требований к подготовке сестринских кадров.
. Отсутствие модели сестринского дела в России затрудняет расширение функций сестринского персонала в условиях приоритетного развития первичной медико-санитарной помощи, где сестринский персонал должен взять на себя обеспечение отдельных лиц, семей или групп населения сестринским уходом, связанным с восстановлением или сохранением здоровья.
. Устаревшие приказы по выполнению санитарно-эпидемиологических правил не соответствуют требованиям новых технологий и медицинской техники в повседневной практике.
. Необходимо решить вопрос о надбавке к заработной плате сестринскому персоналу за награду «Заслуженный работник здравоохранения» по аналогии с врачами. .[12, с. 35]
Подбор очковой коррекции |
Закаливание организма |
Гигиена полости рта |