Сфера производства и обращения лекарственных средств может рассматриваться как один из элементов, обеспечивающих национальную безопасность России. Качество лечебно-профилактической помощи населению во многом определяется состоянием обеспеченности лекарственными средствами. В то же время лекарственное обеспечение является одной из самых сложных и трудно решаемых проблем в выполнении государственных гарантий бесплатной медицинской помощи населению.
Действующая в России система лекарственного обеспечения учреждений здравоохранения сформировалась в 30-е годы и до настоящего времени не претерпела принципиальных изменений. До середины 80-х годов снабжение ЛПУ лекарственными средствами осуществлялось через больничные бюджетные производственные аптеки или через прикрепленные хозрасчетные аптеки. В 80-х годах больничные бюджетные аптеки были за крыты и вместо них созданы межбольничные и больничные хозрасчетные аптеки. Начавшийся в 90-х годах переход к рыночной экономике показал ошибочность проведенной реорганизации, так как лекарственное обеспечение стационара из аптеки, являющейся самостоятельным юридическим лицом, резко увеличивает затраты учреждения здравоохранения за счет высоких торговых наценок на готовые лекарственные средства и тарифов на лекарства аптечного приготовления. Это заставило главных врачей вновь открыть в больницах аптеки на правах отделений стационара и передать работу по снабжению ЛПУ медикаментами специалистам-провизорам. В настоящее врем в учреждениях здравоохранения наиболее распространено сочетание поставок лекарственных средств через вновь созданную лицензированную больничную аптеку, являющуюся структурным подразделением ЛПУ, с получением лекарств аптечного приготовления из прикрепленной аптеки.
На сегодняшний день состояние лекарственного обеспечения в Российской Федерации отражает проблемы, стоящие перед экономикой страны, ее социальной сферой в период формирования рыночных отношений. Это связано с рядом причин: разрушением системы управления сетью фармацевтической службы страны; отсутствием координации со стороны государства работы фармацевтических производств; непродуманными решениям при либерализации цен и ценообразовании на лекарства, крайне низким уровнем финансирования всей системы здравоохранения и лекарственного обеспечения в частности (Медик В.А., Дмитриева А.Т., Егорова С.В. и др., 1999; Лисицын Ю.П., 2002; Медик В.А., Юрьев В.К., 2003 и т.д.).
Что касается отдаленных северных территория нашей страны, то все перечисленные проблемы актуальны для них в полной мере, кроме того, кризисное положение с лекарственным обеспечением в них усугубляется в связи с их удаленностью от Центра и длительной сезонной изоляцией.
Цель исследования: Изучение организации лекарственного обеспечения населения на примере лекарственного обеспечения Туруханской МЦРБ.
Задачи исследования:
Изучить систему организации лекарственного обеспечения населения Красноярского края.
Проанализировать состояние здоровья населения Туруханского района.
Изучить существующую организацию лекарственного обеспечения Туруханской МЦРБ.
Разработать предложения по улучшению лекарственного обеспечения населения Туруханского района.
Гипотеза исследования:
Лекарственное обеспечение населения России, будучи важным элементом системы здравоохранения, испытывает на сегодняшний день ряд трудностей, которые особенно остро ощущаются при организации лекарственного обеспечения отдаленных северных территорий. Лекарственное обеспечение центральной районной больницы в условиях Севера может быть оптимизировано путем принятия руководством учреждения ряда организационных мер.
Настоящее исследование было проведено в первой половине 2006 г. на базе МЦРБ Туруханского района Красноярского края. Основным методами исследования явились анализ учетно-отчетной документации учреждения, а также анкетирование жителей района с целью выявления их мнения о различных аспектах лекарственного обеспечения региона.
Подбор очковой коррекции |
Закаливание организма |
Гигиена полости рта |