Таким образом, в результате исследования выявилась недостаточность систематических знаний о связи меду угрозой заболевания какой-либо из форм шизофрении и изменяющими жизнь событиями.
Конечно, наличие того или иного психосоциального фактора риска установить сложнее, чем наличие генетических факторов или структурных повреждений мозга, т. к. такой фактор, как правило, нестабилен во времени, его воздействие с трудом можно выделить из комплекса других факторов и его значение подвержено индивидуальным изменениям.
Понятно, что на возникновение различных форм шизофрении оказывает влияние большое количество факторов риска и убедительным кажется то, что многообразие возможного взаимодействия факторов риска определяет и различные формы этого заболевания.
По-прежнему открытой остается проблема дифференциально-значимых психологических особенностей при шизофрении, надежность и стабильность которых возникает прежде всего к «пограничным» формам, т.е. типичным для близких расстройств психики.
Пациенты с различной формой шизофрении существенно различаются не только симптоматикой, течение болезни, но и особенностями протекания психических процессов. Выявить, изучить и систематизировать эти особенности, значит тем самым улучшить прогноз течения заболевания с помощью психологических реабилитационных мероприятий.
Спектр психологических программ и услуг для больных различными формами шизофрении мало разработан и не унифицирован. И здесь также особо важно учитывать индивидуальные психологические особенности и предусматривать гибкую адаптацию. Эффективная психологическая помощь больным шизофренией непростое дело, да и не такое дешевое, но облегчение страданий пациентов и их родственников при этом кажется достаточно высокой ставкой.
Приложение 1
Бланк №1
Методика «Исключение четвертого лишнего»
, форма протокола.
Название карточки, а также вопросы и возражения экспериментатора |
Исключаемый предмет |
Объяснение больного |
ххх |
ххх |
ххх |
Бланк №2
Методика «Простые аналогии» (инвентивная форма)
Придумайте для каждой строчки четвертое слово, которое так должно быть связано по смыслу с третьим, как второе с первым.
Например: лампа-свет 1. день - обед 2. инструмент - работа 3. охотник - ружье 4. большой - маленький 5. слово - буква 6. июль - лето 7. горячий - холодный 8. лимон - кислота 9. дождь - сырость 10. ласточка - быстрота 11. луг - трава 12. инвалид - костыль 13. чулки - штопать 14. свет - тьма 15. лиса - хитрость 16. палец - кольцо 17. вулкан - землетрясение 18. минута - час 19. школа - ученик 20. задача - решение 21. колос - зерно 22. еда - обжорство 23. художник - картина 24. поезд - рельсы 25. море - вода 26. колбаса - мясо 27. океан - капля 28. магазин - продавец 29. море - река 30. часы - время 31. война - мир 32. человек - западня 33. глухой - зрение |
печка? (тепло) вечер? _ кукла? _ рыбак? _ сытый? _ дом? _ апрель? _ теплый? _ конфета? _ жара? _ черепаха? _ лес? _ близорукий? _ одежда? _ молчание? _ лев? _ ухо? _ река? _ час? _ больница _ вопрос _ соты _ вино _ писатель _ автомобиль _ небо _ сыр _ толпа _ библиотека _ площадь _ градусник _ буря _ муха _ слепой _ |
Подбор очковой коррекции |
Закаливание организма |
Гигиена полости рта |