. Испытуемый К-х (паран. ф. ш., высш. обр., врач) объединяет в одну группу солнце, керосиновую лампу и свечу и исключает электрическую лампочку. При этом он рассуждает следующим образом: «Электрическая лампочка слишком пахнет цивилизацией. Цивилизация убила все, что оставалось в человеке хорошего. Вообще-то нет надобности исключать ни один из этих предметов, но, руководствуясь подтекстом, я исключил электрическую лампочку. Кроме того в ней нет очевидности горения, накала нити. Иначе были бы какие-нибудь лучи подрисованы. Таким образом, здесь могут быть два плана: первый - субъективно-индивидуальный, а второй - обусловленный необходимостью конкретного ответа на прямой вопрос».
. Испытуемый Р-в (прост. ф. ш.) задачу, требующую обобщения измерительных приборов, решает так: «Здесь могут быть три плана. Первый план - я исключаю очки. При этом руководствуюсь нежеланием слепоты духовной. Очки - это символическая согласованность, свидетельствующая о слепоте. Второй план - при рассмотрении с позиций человеческой необходимости использования в быту - нужны все четыре предмета. Есть и третий план - все эти предметы, кроме весов, являются более единичными, цельными по своей природе».
. Испытуемый Г-в (паран. ф. ш.) одно и то же задание решает двояко: «Можно объединить монету, карманные часы и будильник и выделить настенные часы, т.к. они граненой формы. А можно выделить монету - это все часы по производству, а это деньги. Если по форме - то первое решение, а по производству - второе». С помощью экспериментатора выбирает правильное решение.
. Испытуемый Ц-в (паран. ф. ш.) объединяет часы и монету, объясняя, что стоимость есть у каждого предмета.
Испытуемый П. (прост. ф. ш.) объединяет «обувь» и исключает «ногу», объясняя это так: «нога потребляет их, а ботинки нужны для того, чтобы ноге не было больно».
Испытуемый С. (паран. ф. ш.) исключает солнце и объединяет керосиновую лампу, свечу и электрическую лампочку, объясняя так: «Солнце - это звезда, а все остальное не звезды».
Испытуемый К. (прост. ф. ш.) объединяет «весы, термометр, часы», исключает «очки», при этом объясняя: «Очки отделю, не люблю очков, мне нравится пенсне, как у Чехова».
Испытуемый К. (паран. ф. ш.) объединяет «кепку, барабан, пистолет», исключает «зонт», объясняя, что зонт может быть у каждого человека, а остальные предметы не обязательно иметь каждому.
Бланк №2.
Сравнение понятий.
Испытуемый Р. (паран. ф. Иш.), сравнивая два понятия «луну» и «чернильницу», говорит: «Оба эти предмета в себе что-то содержат. Луна что-то содержит и чернильница. Обе круглые. И обе с отверстиями: в чернильнице - горлышко, на луне - кратеры. Еще сходство - луна светит, и если в чернильницу положить чернила и писать, то они тоже светят. Грамотность - свет. А различие - луну нельзя положить на стол, а чернильницу можно где угодно держать».
Испытуемый Г. (паран. ф. ш.), сравнивая понятия «утро - вечер», говорит: «Общее у них то, что они текут плавно, а различаются цветом: утро - светло, а вечер - темно»; сравнивая понятия «золото - серебро», объясняет: «Это все металл, но различный по цвету: золото - желтое, а серебро - серебряное»; сравнивая понятия «ворона - курица», объясняет: «Это птицы, а различие в размерах, курица больше вороны».
Испытуемый К. (прост. ф. ш.) сравнивая понятия «ворона - курица», объясняет: «Это птицы, но разница в том, что от вороны никакой пользы нет, а курица несет яйца, большая польза от нее человеку»; сравнивая понятия «вода - молоко», говорит: « Все это можно пить, но молоко - это еда, а вода - это просто попить, одной водой сыт не будешь».
Подбор очковой коррекции |
Закаливание организма |
Гигиена полости рта |