Нельзя недооценивать роль физической культуры и в формировании дисциплины труда - этой высшей духовной ценности - через механизм воспитания собранности, коллективной ответственности, умения концентрировать внимание, приобретаемые в процессе соревнований, командных игр, занятия физическими упражнениями.
Физическая культура наряду с процессом нравственного, умственного, трудового и эстетического воспитания является составной частью формирования развитой личности. Образовательные задачи в физической культуре должны решаться путем: во-первых - вооружения студентов знаниями, умениями и навыками выполнения физических упражнений; во-вторых - освоения теоретических и практических основ профессионально-прикладной физической подготовки. Овладение профессионально-прикладной физической подготовкой студенческой молодежи включает: составление комплекса утренней гигиенической гимнастики и комплекса для самостоятельных занятий с учетом индивидуальных отстающих двигательных способностей или с учетом отклонений в состоянии здоровья; составление комплекса общеразвивающих упражнений и проведение подготовительной части урока (разминки); овладение знаниями и навыками проведения подвижных игр, умениями начального обучения плаванию и оказанию первой помощи утопающим; практическое овладение навыками и знаниями по туризму (участие в подготовке и проведение похода), умение оказывать первую помощь пострадавшим, овладение приемами самомассажа.
Оздоровительно-развивающие задачи состоят в обеспечении возможного возрастного физического развития, физической подготовленности, индивидуального оздоровительного воздействия на больные органы и системы организма, создании на занятиях наилучших внешнесредовых условий для оздоровительного влияния средств и методов физических упражнений на организм студентов.
Во время занятий физической культурой реализуется последовательная направленность оздоровительно-развивающих средств, включая:
а) в физическом развитии - формирование правильной осанки и телосложения, индивидуальная корректировка отклонений в физическом развитии, содействие индивидуальному физическому развитию, формирование телосложения в соответствии с индивидуальным типом;
б) в физической подготовке - ликвидация отставания в развитии двигательных способностей, их оптимальное комплексное воспитание во взаимосвязи с совершенствованием техники умений и навыков, и изучаемых вилах спорта;
в) при отклонениях в состоянии здоровья - локальное воздействие на больные органы и системы организма, направленное на улучшение местного кровоснабжения и создание благоприятных условий; для их работы, коррекция имеющихся отклонений в состоянии здоровья отдельных органов и систем организма за счет средств двигательной активности, целенаправленное комплексное воздействие на имеющиеся отклонения в органах и системах организма, их индивидуальная корректировка.
В народном хозяйстве физическая культура не оказывает прямого воздействия на повышение экономических показа гелей или профессионального уровня работающих. Однако результатом воздействия физической культуры на человека являются повышение его профессиональной работоспособности, продуктивности труда, экономия трудовых ресурсов, ускорение профессионального обучения, снижение заболеваемости. Тем самым физическая культура участвует в расширенном воспроизводстве трудовых ресурсов общества, повышении их «качественных характеристик».
Занятия физической культурой дают огромное сокращение расходов по социальному страхованию. (А ведь только на пособия по временной нетрудоспособности ежегодно расходуются миллиарды рублей).
Подбор очковой коррекции |
Закаливание организма |
Гигиена полости рта |