Результаты исследования и их обсуждение

Ведущее место в системе физического воспитания учащихся общеобразовательных школ занимают уроки физической культуры. Однако они не обеспечивают нужное физическое развитие школьников, так как в школьной программе урокам физической культуры отведено только 68 часов в год. В связи с этим особую значимость приобретают дополнительные формы физического воспитания: утренняя гигиеническая гимнастика, гимнастика до уроков, физкультминутки на уроках, игры на переменах, спортивные внеклассные занятия. Использование различных форм физического воспитания необходимо для резкой перемены двигательного режима ребенка, который вынужден 4-5 часов в течении дня сидеть за партой. Кроме того, надо помнить, что на фоне сниженной двигательной активности школьника возрастает зрительная нагрузка на аккомодационный аппарат глаз, который еще не полностью приспособлен к такой работе. Такая нагрузка из года в год приводит. К весьма печальным результатам.

Начиная эксперимент нужно выяснить исходный уровень развития детей. Для этой цели мы использовали та6лицы для проверки зрения, таблицы Шульте и числовые пирамиды. Результаты первоначального исследования по таблицам Шульте и числовым пирамидам приведены в таблице 1

Таблицы Шульте (англ. Shultz tables) - случайно расположенные числа (или другие объекты) для тренировки быстрого их нахождения по-порядку. Обычно применяются для исследования и развития психического темпа восприятия, в частности скорости зрительных ориентировочно-поисковых движений (что является основой скорочтения). Также позволяет расширить поле зрения. Широкое поле зрения сокращает время поиска информативных фрагментов текстов.

Таблица Шульте представляет собой листок бумаги, на котором нарисован квадрат со сторонами 20-25 см. Квадрат разбивается на 25 ячеек, в которые вписываются в беспорядке числа от 1 до 25.

Правила тренировки на таблицах Шульте.

Находить цифры необходимо беззвучным счётом, то есть про себя, в возрастающем порядке от 1 до 25 (без пропуска). Найденные цифры указываются только взглядом. В результате такой тренировки время считывания одной таблицы должно быть не более 25 сек.

Перед началом работы с таблицей взгляд фиксируется в ее центре, чтобы видеть таблицу целиком.

При поиске следующих друг за другом цифр разрешается фиксация глаз только в центре таблицы. Горизонтальные движения глаз запрещены. Расстояние от таблицы до глаз такое же, как и при чтении обычного текста, то есть примерно 25-30 см.

Время и периодичность тренировок нужно выбирать так, чтобы не переутомляться.

При работе с таблицами Шульте следует постоянно помнить, что тренировка здесь не самоцель. Главное - расширение поля зрения, что может быть достигнуто только при аккуратном выполнении правил работы с таблицами, систематическими и осознанными тренировками.

Числовая пирамида представляет собой два ряда двузначных чисел, равномерно расходящихся сверху вниз и ряда последовательных чисел, расположенных посередине. Упражнения заключаются в том, чтобы, фиксируя взгляд на числах среднего ряда, распознавать цифры, расположенные по: краям.

Таблица 1

Результаты первоначального исследования по таблицам Шульте и числовым пирамидам

Группа

Таблица Шульте (с)

Пирамида (средний столбик)

Опытная

76

6

Контрольная

81

7

Результаты показали, что время, потраченное на выполнение задания по таблице Шульте составило в среднем в опытной группе 76 секунд, в контрольной группе 81 секунда. Тестирование по числовой пирамиде в опытной группе закончилось на шестом числе среднего ряда, а в контрольном на седьмом.

Итоги проверки зрения по таблице выявили следующие результаты в опытной группе.

Число детей с хорошим зрением составило 23 человека (качество 1.0 и 0.9), то есть 46 %. Детей со зрением 0.8-0.5 оказалось 15 человек, что составляет 30 %. И 12 человек показали качество зрения менее 0.5. Это составило 24 %. в контрольной группе результаты оказались примерно такие же. Зрение 1.0 и 0.9 показали 44 % детей, 0.8-0.5 - 30 % и ниже 0.5 - 26 % школьников.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6